Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


15 апреля 2021

Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов "Святая Анна"

16 - 21 апреля 2021 года

Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов "Святая Анна" пройдет в 2021 году в 28-й раз с 16 по 21 апреля. Конкурсная программа включает в себя 128 студенческих и дебютных короткометражных фильмов, из которых 91 игровой, 19 документальных и 18 анимационных. Больше половины, а именно - 68 картин, будут показаны впервые.

Председатель жюри 28-й Святой Анны – обладатель Государственной премии РФ кинорежиссер Сергей Урсуляк, отмеченный за свои работы фестивалем Кинотавр, кинопремиями "Золотой Орел", "Ника" и другими значительными наградами.

В состав жюри вошли:

Влад Кеткович, продюсер документального кино;

Лилия Немченко, историк кино и составитель кинопрограмм;

Роман Непомнящий, сценарист;

Валентин Ольшванг, режиссер анимации;

Максим Трапо, кинооператор;

Катя Филиппова, продюсер;

Игорь Хрипунов, актер.

Генеральным партнером фестиваля выступает сеть городских кинотеатров Москино. Половина конкурсной программы будет показана в кинотеатрах "Москино Звезда", "Москино Факел", "Москино Салют", "Москино Полёт", "Москино Спутник" и "Москино Юность". Также конкурс будет показан в Кинотеатре Иллюзион, Центре документального кино, Центре Вознесенского, кинозале Московской Школы Кино, в Государственном Музее кино и Центральном Доме кино. Вход на все мероприятия свободный по предварительной регистрации и соблюдением эпидемиологических норм.

Экспертами на сеансах фестиваля 2021 года выступят программный директор ОРКФ Кинотавр Ситора Алиева, продюсер Екатерина Михайлова, режиссеры Дмитрий Кубасов, Оксана Карас и киновед Зоя Кошелева.

Фестиваль откроется 16 апреля мастер-классом Эдуарда Оганесяна – автора, постановщика и продюсера одного из самых успешных сериалов прошлого года "Чики". Режиссер, сценарист и художник кино ровно 10 лет назад участвовал в 18-й Святой Анне (2011) с дипломным фильмом ВГИК "Азниф" и был отмечен спецдипломом жюри "За новый взгляд на традиции".

В рамках образовательной платформы 28-й Святой Анны состоится круглый стол в режиме онлайн "Гонка платформ – есть ли место молодым" с участием продюсеров и редакторов из области производства для онлайн-площадок. В Библиотеке имени Ф.М. Достоевского пройдет мастер-класс "Карьерный курс" креативного продюсера Ольги Никулиной, презентация новейшей литературы о кино, а в Центре Вознесенского – специальное событие с презентацией и показом мастерской анимации факультета кинообразования Высшей Школы Экономики.

Святая Анна продолжит традицию закрывать фестиваль показом новейшего короткометражного фильма – в этом году предварять церемонию награждения будет фильм "Быть Виктором Пелевиным… кем-кем?" режиссера Ивана Толстого – выпускника мастерской С.А. Соловьёва (ВГИК).
Церемония награждения фестиваля состоится в Центральном Доме кинематографистов 21 апреля в 19:30.

Фестиваль проводится при поддержке Министерства Культуры РФ и Союза кинематографистов России.

читать текст

13 апреля 2021

Фонд Ruarts открывает двери нового пространства

Новые выставочные залы с постоянной и временными экспозициями, библиотека, образовательный центр, книжный магазин и кафе станут доступны с 17 апреля 2021 года.

17 апреля 2021 года фонд Ruarts откроет двери нового пространства, внутри которого разместятся выставочные залы с постоянной и временными экспозициями, библиотека, образовательный центр, книжный магазин и кафе.

Фонд Ruarts, основанный коллекционером и меценатом Марианной Сардаровой в 2003 году, сегодня – один из крупнейших частных фондов содействия развитию современного искусства в России. Основу его коллекции составляет неофициальное искусство послевоенного периода и современное российское искусство. Миссия фонда Ruarts заключается в изучении, систематизации, экспертизе и продвижении российского искусства и открытии доступа к нему максимально широкой аудитории в России и мире.

Деятельность фонда Ruarts направлена на поддержку художников, индивидуальных и институциональных культурных инициатив, организацию выставок, публичных и образовательных программ и исследовательских проектов. Образовательная программа фонда согласуется с выставочной деятельностью и выстроена таким образом, чтобы расширить угол зрения на авторов и произведения, представленные в постоянной и временной экспозициях. Издательская программа фонда Ruarts ориентирована на издание монографий, альбомов и книг об искусстве и культуре.

Создание фонда продиктовано необходимостью формирования публичных представлений о значимых концепциях неофициального советского искусства, постсоветского и российского современного искусства. Фонд также стремится сделать доступным для широкой публики собственное собрание, которое на сегодняшний день насчитывает более 2000 произведений, относящихся к разным периодам и медиа.

Выставка "Мягкая родина", открывающая новое пространство фонда, призвана приоткрыть завесу и положить начало диалогу со зрителем, продемонстрировав значимые работы из собрания. Значимые не только в контексте истории искусства и отмеченные экспертным сообществом, но и тесно связанные с личностью коллекционера и основателя фонда. Персонализированный подход при формировании коллекции отличает проект фонда Ruarts от традиционной музейной стратегии, добавляя ей субъективный, почти интимный оттенок, где произведения искусства становятся для коллекционера не просто объектами с рыночной стоимостью, а "живыми" произведениями искусства, с каждым из которых связаны определенные переживания.

"Мягкая родина" состоит из произведений из коллекции фонда, в которых четко прослеживаются основные тематические линии. Название выставки позаимствовано у художника Дмитрия Цветкова, чья одноименная работа открывает проект. Созданная в 2011 году, "Мягкая родина" Цветкова выполнена из шерсти и парчи, это бережно расшитая жемчугом карта России, где каждый регион – это отдельная мягкая драгоценная подушка.

Первая часть проекта иллюстрирует гуманистическую систему ценностей, главным мерилом которой является современный человек, его положение в пространстве собственной комнаты, города, страны и мира, его мысли, действия и взаимодействие с культурным полем и государством. Символы власти и проявления маскулинного имперского подавления смягчаются ироничным, теплым и всепрощающим взглядом Родины-матери, женщины, способной видеть красоту в самых грубых и нелепых проявлениях реальности.

Произведения, собранные во второй части экспозиции, обладают очевидной материальностью и возвращают нас от абстрактного эстетического опыта к очень конкретному физическому переживанию искусства. Помимо традиционной живописи, здесь представлены работы из дерева, камня и бумаги. Многообразные техники и различные, порой диаметрально противоположные трактовки гендера и тела, присутствующие в работах коллекции, позволяют сформировать объемное представление о человеческой сексуальности, не сводимое к череде стереотипов. Во многих работах также присутствует очевидная ирония, позволяющая без обиняков вести разговор о сложных и табуированных вещах – свободе самоопределения, смещении гендерных границ и квир-проблематике.

Третья часть экспозиции посвящена ключевым нонконформистским сообществам послевоенного искусства СССР и представителям питерской "Новой академии", свободе человека и свободе художественного высказывания, существующего в пику ограничениям, продиктованным государственной властью.

Авторы, чьи работы участвуют в проекте: 0331с, АЕS+F, Ануфриев Сергей, Беленок Петр, Бордачев Сергей, Борисов Леонид, Борисов Сергей, Буйвид Вита, Бурый Миша, Вейсберг Владимир, Венков Дмитрий, Вечтомов Николай, Волигамси Ринат, Вулох Игорь, Дмитрий Журавлёв / Данила Поляков, Зверев Анатолий, Константинова Людмила, Корина Ирина, Котельников Олег, Краснопевцев Дмитрий, Крисанов Андрей, Кулик Олег, Либерман Татьяна, Лука Алексей, Макаревич Игорь, Мамышев-Монро Владислав, Маслов Олег, Мастеркова Лидия, Медведев-Ма Евгений, Морик Марат, Муратов Дамир, Насыбуллова Маяна, Немухин Владимир, Новиков Тимур, Потапов Владимир, Пурыгин Леонид, Рухин Евгений, Савченков Инал, Салахова Айдан, Смолянская Наталья, Соков Леонид, Тобрелутс Ольга, Филиппов Андрей, Цветков Дмитрий, Целков Олег, Шаблавин Сергей, Шварцман Михаил, Шишкин-Хокусай Александр, Штейнберг Эдуард, Энгельке Нестор, Эсадов Кир, Яковлев Владимир.

В зоне временных выставок будет представлен аудиовизуальный проект "Вечные ценности" звуковых художников Глеба Глонти и Михаила Мясоедова, созданный специально для Фонда Ruarts. Приуроченный к открытию новой площадки в Трубниковском переулке и первой выставке произведений из собрания фонда, проект организован с учетом особенностей пространства здания и основан на анализе данных о работах коллекции.

читать текст

13 апреля 2021

Выставка "Африканские дневники": портрет континента в объективе Виктории Ивлевой

Центр Вознесенского 14 апреля - 31 мая 2021

14 апреля в Центре Вознесенского открывается выставка "Африканские дневники" - гуманитарный фотопроект Виктории Ивлевой в рамках программы Africa.Connecting Cultures. Выставка продлится до 31 мая.

"Африканские дневники" - ретроспектива известного фотографа и журналиста, лауреата премии World Press Photo Виктории Ивлевой, посвященная ее работе в горячих точках африканского континента: это Руанда во время геноцида 1994 года, минные поля Анголы, раздираемый гражданской войной Судан, лагерь беженцев в Уганде, трущобы Найроби. Проект объединяет более 150 снимков, дневник и тексты Виктории Ивлевой. Куратор выставки - искусствовед и критик Евгений Березнер.

В фокусе Виктории Ивлевой - простые люди и их истории, полные ужаса и надежд, бюрократического абсурда, быта и веры в будущее. Ивлева рассказывает их в своих фотографиях и через предельно личные тексты и дневники, в которых драматизм, документальность, а иногда и юмор сплетены в попытке справедливо и честно описать ненадежную реальность и отразить характер людей в контексте трагических событий.

Фрагмент из текста Виктории Ивлевой "От Мавлюды до Корин Ланьеро": "Внезапно хлынувший тропический ливень вымочил нас всех до самых внутренностей, он затушил костер, покрыл золото патиной, но я успела несколько раз нажать, затвор сработал - и она осталась навсегда в золотом снопе света с той же своей чудной несмелой улыбкой, пронзенная солнечным лучом. Так, в дымке костра, она и парит до сих пор вместе с прижавшимся к спине сынишкой. Вовремя остановленное время - и есть суть хорошего снимка. Вспоминайте иногда о тех, кто сумел время остановить, - они сделали это не только для себя".

"Африка вошла в мою жизнь в раннем детстве страшным разбойником Бармалеем. Много позже я поняла, что на самом деле коллективный Бармалей - это мы, белые люди, а бармалейство - все то, что мы веками делали с чёрными. Стыд за себя и сострадание к ним, мучимым нами, - две главные составляющие моего отношения к Африке. Хочется верить, что эти чувства переданы в снимках и текстах", - рассказывает Ивлева.

Ретроспектива Виктории Ивлевой - первое событие проекта Центра Вознесенского "По поводу Африки…", продолжающего программу Connecting Cultures.

"В 2021 году мы перенастраиваем оптику, пытаясь развеять мифы и побороть сложившиеся стереотипы. Мы смотрим на Африку вместе с Викторией Ивлевой; "смотрим" вместе с Международным Красным Крестом, сотрудники и волонтеры которого знают о современной африканской цивилизации больше, чем кто бы то ни было; "смотрим" вместе с Посольством ЮАР в России. Конечно, мы не увидим полной картины, но сделаем важный шаг в заданном направлении", - рассказывает куратор проекта киновед Зоя Кошелева.

Connecting Cultures - долгосрочная инициатива Центра Вознесенского, посвященная важным событиям в зарубежной культуре. "Мы стремимся развивать интернациональные связи на самых разных уровнях, говорить о сложных темах и тенденциях развития искусства и культуры, о сотрудничестве и интеграции", - отмечает директор Центра Вознесенского Ольга Варцева.

В рамках выставки пройдет сопроводительная программа, которая в ближайшее время будет опубликована на сайте Центра Вознесенского. Среди готовящихся событий - кураторские экскурсии, встреча с Викторией Ивлевой и лекция Евгения Березнера о современном кураторстве.

***

Виктория Ивлева - фотограф и журналист. Родилась в Ленинграде в 1956 году. Окончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова в 1983 году. Живет в Москве. Печаталась в ведущих мировых и российских изданиях. В 1991 году получила премию Золотой глаз международного конкурса фотожурналистики World Press Photo за репортаж изнутри взорвавшегося четвертого реактора Чернобыльской АЭС. Лауреат премии Союза журналистов России (2005 г.) и премии Свободная Пресса Восточной Европы (Германия – Норвегия) (2006 г.). С 2014 года Ивлева занимается волонтерской деятельностью в Украине: вывозила людей из оккупированного Славянска и других городов и районов Луганской и Донецкой областей, доставляла гуманитарную помощь, помогала переселенцам с покупкой жилья.

Знакомство Виктории Ивлевой с Африкой произошло летом 1994 года и началось с войны в Руанде, где она оказалась единственным российским фоторепортером. Потом она бывала на минных полях в Анголе, участвовала в продовольственном конвое МККК в голодающей провинции Дарфур (Судан), занималась поисками подростка, который был украден повстанческой армией Сопротивления Господня в Уганде, посещала ВИЧ-инфицированных людей в Кении.

Виктория Ивлева занимает активную активную гражданскую позицию, помогая словом и делом несправедливо осужденным и нуждающимся.

Евгений Березнер - куратор более 300 выставок современной и классической фотографии, прошедших в России и за рубежом, автор статей в отечественных и иностранных журналах, альбомах и книгах.

Научный редактор российского раздела энциклопедии The History of European Photography of XX century. Читал лекции по фотографии в Аргентине, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Германии, Канаде, Португалии, России, Словакии, США. Ревьюер на международных портфолио-ревю в Берлине, Братиславе, Буэнос-Айресе, Витебске, Краснодаре, Мадриде, Москве, Париже, Пловдиве, Порту-Алегри, Санкт-Петербурге и Хьюстоне. В 2002-2004 – член жюри Международного конкурса на лучшее издание книг по фотографии стран Центральной и Восточной Европы (Братислава, Словакия); в 2006-2018 – председатель жюри этого конкурса. С 1995 по 2011 – соредактор от России международного журнала по фотографии IMAGO (Братислава, Словакия). В 2011 – руководитель кураторской группы, которая организовала и провела в Москве первое международное портфолио-ревю для российских, украинских и белорусских фотографов. (Из 2396 авторов, подавших заявки на участие в портфолио-ревю, было отобрано 185 фотографов из 30 городов трёх стран. Ревьюерами на портфолио-ревю выступили 55 экспертов – 15 российских и 40 зарубежных из 18 стран мира). Портфолио-ревю было подготовлено совместно с FotoFest International, Houston и Музеем современного искусства "Гараж", Москва. В 2012 – руководитель кураторской группы, подготовившей проект "Современная российская фотография" для основной выставочной программы FotoFest International’s fourteenth Biennial of Photography and Photo-Related Art in Houston (186 авторов, 1095 произведений). В 1997-2003 и 2008-2015 – заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры России по фотографическим проектам и коллекциям. В 2003-2007 – заместитель директора Московского музея современного искусства по фотографическим и мультимедийным проектам. В 2011-2015 – руководитель проекта "В поддержку фотографии в России" Фонда развития и поддержки искусства "Айрис". В 2010-2017 – руководитель Международного фестиваля фотографии Photovisa в Краснодаре.

Член Международной ассоциации музейных кураторов фотографии Oracle, член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Союза журналистов Москвы.

Николай Воробьев - художник по свету, создавший концепцию световой драматургии дворца-театра Останкино; участник выставочного проекта-трилогии "Свободный полёт" в Третьяковской галерее, всех проектов Музея AZ, выставки "Линия Рафаэля" в Государственном Эрмитаже и многих других.

Центр Вознесенского - динамичная арт-площадка, посвященная новейшей российской культуре.

читать текст

13 апреля 2021

Выставка "Охотники за искусством"

Музей русского импрессионизма 21 апреля – 29 августа 2021

Музей русского импрессионизма
21 апреля – 29 августа 2021

Первым проектом Музея русского импрессионизма в юбилейном году станет выставка "Охотники за искусством" о том, как в годы оттепели и застоя увлеченные коллекционеры собирали и сохраняли произведения музейного уровня.

С 21 апреля по 29 августа 2021 года в экспозиции будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века – от Константина Коровина и Александра Бенуа до Казимира Малевича и Нико Пиросмани. Партнером выставки выступит петербургская галерея KGallery.

О том, что в советское время были люди, которые хранили в квартирах шедевры живописи, графики и скульптуры, говорят редко и мало. Музей расскажет истории четырнадцати коллекционеров из Москвы и Ленинграда и их находок, многие из которых до сих пор редко демонстрируются широкой публике.

Зрители смогут увидеть работы мирискусников Бориса Кустодиева, Константина Сомова, символистов "Голубой розы" Павла Кузнецова, Николая Сапунова, московских сезаннистов "Бубнового валета" Роберта Фалька, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. В состав экспозиции также войдут самобытные примитивистские произведения Нико Пиросмани из коллекции Игоря Сановича; живопись и графика Бориса Григорьева из собрания Николая Тимофеева, работы Василия Кандинского и Алексея Явленского из собрания нашего современника Валерия Дудакова.

Во многом благодаря таким собирателям, как кинорежиссер Соломон Шустер, переводчик-синхронист Алексей Стычкин, врачи Александр Мясников и Арам Абрамян, видный дипломат Владимир Семенов, были сохранены значимые произведения русского искусства. В 1950–1980-е годы работы художников-модернистов публично порицались и исключались из постоянных экспозиций государственных музеев. Коллекционеры искали и приобретали произведения гонимых мастеров под угрозой ареста по статье "Спекуляция", рискуя не только средствами и имуществом, но и собственной свободой. В наше время многие из этих работ продаются на аукционах за рекордные суммы.

Для героев выставки пополнение коллекций являлось попыткой сформировать собственный мир, альтернативный советской действительности. Типовые квартиры коллекционеров в сталинках и хрущевках нередко превращались в настоящие островки культуры и искусства. В доме агрофизика Абрама Чудновского хранилось более 200 работ Роберта Фалька, Павла Кузнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала и других мастеров. Буквально каждый сантиметр занимали произведения искусства в коммуналке механика Иосифа Эзраха, жил среди полотен знаменитых художников и физик Илья Палеев.

"Я начал собирать живопись в 1953 году в ознаменование смерти Сталина", – вспоминал советский экономист Яков Рубинштейн, подразумевая, что до этого заниматься коллекционированием было просто опасно. Под постоянным страхом конфискации коллекций и повторных арестов жили историк Сигизмунд Валк, нефтехимик Игорь Афанасьев. Однако "вирус собирательства" пересиливал – и коллекции продолжали пополняться.

В советское время приобрести произведения искусства легальным путем можно было в комиссионных магазинах. Прежде чем выставить в публичный доступ новые поступления сотрудники комиссионок нередко устраивали закрытые просмотры для избранного круга покупателей, которым и доставались и лучшие вещи. При этом авангардные работы не принимались на комиссию по соображениям цензуры и были доступны только для узкого круга коллекционеров, знакомых с художниками, их друзьями и наследниками.

Представленные на выставке работы до сих пор принадлежат наследникам собирателей или современным коллекционерам. Каждой коллекции будет посвящен отдельный раздел экспозиции; живописные и графические работы дополнят портреты коллекционеров, выполненные в стиле комикса художником Марией Пономаревой, а также эссе о каждом собирателе искусствоведа и писателя Софьи Багдасаровой.

Оформление выставки в стиле криминальной драмы отразит практически детективную историю охоты за предметами искусства. Важной частью проекта станет серия фотографий летописца позднесоветской эпохи Игоря Пальмина: она поможет совершить виртуальное путешествие в прошлое, вспомнить или попытаться ощутить атмосферу тех лет.

Куратор выставки – Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Экспозиция к юбилею музея

Одновременно с выставкой "Охотники за искусством" музей представит спецпроект в честь своего пятилетия. Экспозиция на третьем этаже напомнит посетителям о прошедших проектах: в стены музея вернутся полюбившиеся публике портреты с выставки "Жены", полотна Николая Фешина и Павла Бенькова, картины из собрания Владимира Спивакова, а также работы Николая Мещерина, Арнольда Лаховского, Михаила Шемякина, Давида Бурлюка, Юрия Анненкова и других русских художников.

читать текст

13 апреля 2021

SOUND UP forte: музыкальный променад в Северном речном вокзале

Фестиваль актуальной музыки SOUND UP возвращается в 2021 году с уникальным событием, на котором соединились музыка и визуальные искусства.

Фестиваль актуальной музыки SOUND UP подготовил на 2021 год насыщенную программу и стартует с событием forte уже 23 апреля. Настасья Хрущева, Игорь Яковенко, Ева Геворгян и другие герои новой музыки готовят музыкальные променады в залах архитектурного шедевра советской Москвы - Северного речного вокзала.

Фестиваль актуальной музыки SOUND UP возвращается в 2021 году с уникальным событием, на котором соединились музыка и визуальные искусства: 23 апреля в одном из главных архитектурных шедевров советской Москвы, Северном речном вокзале, пройдет фортепианное событие forte. Его гости станут участниками концерта-променада: выбрав удобный сеанс, слушатели совершат музыкальное путешествие по главным локациям вокзала, украшенным яркими латексными скульптурами Саши Фроловой. В разных пространствах вокзала будут играть герои разных поколений российской фортепианной школы: лидер петербургского метамодерна Настасья Хрущева, самый вдумчивый московский постклассик Игорь Яковенко, молодая блистательная пианистка Ева Геворгян, энтузиаст новейшей музыки Дмитрий Баталов и автор по-голливудски эффектной музыки Константин Дорохов. Каждый посетитель концерта не только получит уникальный эстетический опыт, но и расширит представление о потрясающе широких музыкальных возможностях фортепиано.

SOUND UP forte проходит в партнерстве с Музеем Транспорта Москвы.

читать текст

12 апреля 2021

"Мечтать о большем"

К 60-летию полета Юрия Гагарина в космос.

Радиоспектакль "Больше чем небо. Дорога в космос"

Константин Циолковский, калужский педагог, мечтатель, философ-космист, ученый, заложивший основы космонавтики и Юрий Гагарин, уроженец центральной России, выходец из деревни, военный летчик, осуществивший мечты "калужского утописта".

Радиоспектакль - попытка проследить их судьбы, вступившие в фантастический диалог и ответить на вопросы: что важнее - космос или человек, формула или личный подвиг, рациональный расчет или интуиция, родственная поэтической. А поэзии и здесь хватает – отсылки к стихам Вознесенского, Тютчева, Заболотского и Введенского. В человека, еще со времен Платона, заложена древняя мечта - устремиться к красоте звезд, постигнуть их ускользающий смысл, уловить их родственную людям природу и проникнуть в тайну их "разговора", который смогли услышать Циолковский, Гагарин и все те, кто готовил полет первого человека в космос. И что теперь есть космос - наша колония или часть нашего тела?

Участники проекта: Мария Ситтель, Эрнест Мацкявичус, Дмитрий Чернов, Игорь Костолевский, Кирилл Гребенщиков, Алексей Фатеев, Алексей Вертков, Екатерина Смирнова, Анастасия Мишина и другие артисты театра и кино.

Режиссёр спектакля - Никита Кобелев.

Слушайте на "Радио России" в 21:10 и на "Радио "Культура" в 15:30.
В эфире с 12 по 16 апреля.



"Он сказал: "Поехали!" Люди и корабли"

О первом космонавте Земли и том, что стало возможным благодаря его полету, ведущему Николаю Мамулашвили рассказывают близкие Юрия Алексеевича и его коллеги - нынешние космонавты.

Среди гостей "космического проекта" "Радио России" - космонавты Светлана Савицкая, Елена Серова, Юрий Усачев, Юрий Котов, Сергей Рязанский, Александр Овчинин.
О "домашнем" Юрии Алексеевиче вспоминает его племянница и крестница Тамара Дмитриевна Филатова, она и сейчас называет его крёстным.
О том, как 25-летний летчик-истребитель морской авиации Северного флота Юрий Гагарин попал в Первый отряд космонавтов и почему именно он стал космонавтом № 1, рассказывает директор музея Центра подготовки космонавтов Наталья Таланова.
Об отношениях Юрия Гагарина и Сергея Павловича Королева – рассказывает дочь главного конструктора Наталья Сергеевна Королева и его внук Андрей Королев.

Ведущий - Николай Мамулашвили.

Слушайте на "Радио России" по понедельникам, в 11:30, повтор по субботам в 7:30.
В эфире до 26 апреля.



Цикл коротких программ:

"Знаете, каким он парнем был!"
Хроника первого полета в космос, встречи Юрия Гагарина на Земле, его выступлений и последующей работы - отражена в рубрике "Знаете, каким он парнем был!". В преддверии юбилейного, 60-го Дня космонавтики, они звучат по нескольку раз в день, в режиме позывных, напоминающих о приближающейся дате.

Слушатели "Радио России" могут услышать голос Юрия Гагарина – он рассказывает о своей семье, об утре перед стартом на Байконуре, о Земле в цветном ореоле, какой он увидел ее из космоса. Ну и, конечно, легендарное: "Я "Кедр". Полет проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо".

В эту же рубрику включены архивные записи – свидетельства его коллег, космонавтов Германа Титова, Алексея Леонова, Георгия Гречко, а также рассказ о сыне Анны Тимофеевны Гагариной.

"Гагарин. Завтра"
Рассказ о перспективных разработках в области космоса.

"Гагарин. Отражение"
Программы о фильмах, песнях, книгах, музейных экспозициях, компьютерных играх, посвященных первому космонавту и продолжению его дела - исследованию космоса.

В этом проекте приняли участие дочь Агнии Барто - Татьяна Щегляева, руководитель Дома-музея Циолковского в Калуге Елена Тимошенкова, артисты Владимир Стеклов и Дмитрий Муляр, музыканты Александр Маршал, Евгений Кунгуров, группа "Ундервуд" и другие.

Слушайте на "Радио России" по будням, в течение дня.
В эфире до 30 апреля.



Поэтический проект "Приближая космос"

16 современных поэтов написали стихотворения, посвященные первому полету человека в космос. В стихотворениях мы слышим отголоски историй о подготовке к полету, о тренировках на земле и в воздухе, о незнакомых и непонятных нам бытовых сложностях – как вымыть в невесомости волосы и принять душ? Никто из нас особенно и не задумывался об этом. Как надеть скафандр, который весит десятки килограммов? Как спать, если нельзя лечь и что делать с руками, если во сне они никак не хотят сохранять удобное положение? Кто-нибудь из нас размышлял об этом раньше? Как выдержать перегрузки и контролировать пульс, как сохранять холодный и трезвый ум в нештатных ситуациях, ровное биение сердца. Как вообще готовился первый полет, кто входил в Первый отряд космонавтов, почему Юрий Гагарин стал первым?

Большой поэтический эксперимент, через 60 лет, когда уже почти нет ничего невозможного, но этот первый полет вызывает самые сильные эмоции и чувства и все это в новых строчках современных поэтов. Для каждого стихотворения написана музыка и это еще одно погружение в космос, своеобразный ответ, где-то даже гимн полету, а иногда и оммаж стихам и песням Юрия Романенко.

Поэты проекта "Приближая космос":
Гелия Мигулина / Дмитрий Кравченко / Диана Никифорова / Ян Хачатуров / Тата Кузнецова / Андрей Солодов / Аня Цыганова / Максим Добророднов / Мари Нуар / Сергей Богдасаров / Юлия Марченко / Александр Уткин / Ольга Князева / Андрей Заборин / Юлия Санжаревская / Дарья Антарктика

Композитор и саунд дизайнер - Никита Никитин.

Совместно с творческим объединением Made Inside и при поддержке московского Музея космонавтики.
Слушайте на "Радио "Культура" с 8:00 до 00:00.
В эфире 12 апреля.



"Действующие лица. Культ личности"

Тема: "Константин Циолковский. Предчувствие космоса"
Автор и ведущий - Владислав Борецкий.

В поздней рукописи "Фатум" Константин Эдуардович отметит: "...Учиться в школе я не мог. Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки. Но постепенно мой ум находил другой источник идей – в книгах... Многого я не понимал, объяснить было некому и невозможно при моем недостатке. Это тем более возбуждало самодеятельность ума..." 

Позднее Циолковский рассказывает о боровском периоде: "У меня в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки... Посетители любовались и дивились также на электрического осьминога. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком…".

Циолковский всегда возвращается к книгам, расчетам и чертежам. Он вычисляет работу по преодолению сил тяготения планеты, определяет скорость, с которой придется лететь космическим путешественникам, вычисляет время полета. Впервые в научной литературе представлена картина грядущего межпланетного путешествия. Циолковский развертывает научно обоснованный, строго логичный план овладения космическим пространством.

"... У Циолковского в Калуге, - вспоминал Виктор Шкловский, - я тогда спросил: - Как вы думаете, когда полетит человек? Константин Эдуардович помолчал и, как человек, который не хочет обидеть собеседника, ответил: - Ни вы не полетите, ни я не полечу. Потом помолчал и назначил срок, добавил уже определенно: - Вот комсомол полетит..." Будущий комсомолец Юрий Гагарин придет в этот мир спустя полгода.

Слушайте на "Радио "Культура" в 14:05.
В эфире 12 апреля.



Публицистический проект "Шаг во Вселенную"

Заместитель директора Музея космонавтики Климентов Вячеслав Львович и заведующая экспозицией Музея космонавтики Геворкян Татьяна Алексеевна рассказывают о жизни и становлении первого космонавта страны – Юрия Алексеевича Гагарина.

Повествуя о судьбе человека, сделавшего Россию первой страной в покорении космоса, вторя друг другу, рассказчики создают невероятную атмосферу, погружают нас в жизнь Юрия Алексеевича с самого рождения, начиная с рассказа о семье, окружении, условиях жизни. Мы узнаем, что война началась, когда семилетний Юра пошёл в первый класс, что фашисты выгнали семью Гагариных из дома, и его отец за одну ночь вырыл землянку, в которой Гагарины прожили всё время оккупации.

Дальше - интересные свидетельства о периоде учебы - мало кто знает, что Юрий Гагарин учился в ремесленном училище и приобрел специальность "литейщик-формовщик".

Одной из центральных тем проекта становится период подготовки Первого отряда.

Как прошел главный день в жизни Юрия Гагарина и всей страны - 12 апреля 1961 г. 108 минут, которые потрясли мир. Встреча Гагарина 14 апреля 1961 г. в Москве. Редкие факты о об этих днях, демонстрация и приём в Кремле. Первая пресс-конференция Гагарина в Доме учёных, его поездка в ОКБ-1 к Главному конструктору, к создателям ракеты-носителя и космического корабля "Восток". И знаменитые слова Королёва: "Отныне дорога в космос открыта!".

Совместно с московским Музеем космонавтики.

Слушайте на "Радио "Культура" по будням, в 15:30.
В эфире до 9 апреля.



"Радио "Культура" - российская радиостанция, входит в состав Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Вещает на частоте 91,6FM (Москва и Московская область) круглосуточно.


Ежедневно в эфире: аналитические программы об актуальном в культуре, познавательные программы об искусстве, науке, литературе, много музыки в идеально подобранных для каждого времени суток плей-листах, радиопостановки и многое другое.

Наши авторы: Артем Варгафтик, Владислав Борецкий, Андрей Борисов, Дмитрий Ухов, Борис Гребенщиков, Петр Алешковский, Марина Багдасарян, Юлия Бедерова, Алла Демидова, Григорий Заславский, Александр Калягин, Татьяна Москвина, Оксана Подрига, Алла Сигалова, Ксения Ламшина и другие.

Каждую неделю в эфире совместные проекты с крупнейшими культурными институциями Москвы и страны: СТД РФ, ГМИИ им. Пушкина, ММОМА, Музей Москвы, The Art Newspaper Russia, Фондом V-A-C и ГЭС-2, Московским музеем дизайна, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Театром "Практика" и Театром "Балет Москва", Библиотекой им. Некрасова и другими.

Официальный сайт: www.cultradio.ru
Официальные страницы "Радио "Культура":
facebook.com/Cultradio91.6FM
instagram.com/cultradio91.6fm/
ok.ru/cultradio
vk.com/cultradio91_6fm
youtube.com/channel/UCJsSP7VWKlcuyki25VrffKw
t.me/cultradio

"Радио России" – единственная федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радиопрограмм – информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные и детские.

Всего на волнах "Радио России" в круглосуточном режиме выходит более 160 передач.
В "Золотом фонде" радиостанции – десятки авторских радиопрограмм.
"Радио России" стабильно удерживает первое место в рейтинге доверия к радиостанции.

Официальный сайт: https://www.radiorus.ru/
Официальные страницы "Радио России":
vk.com/radiorussia1
facebook.com/RadioRus1/
instagram.com/radiorus/
youtube.com/channel/UCrS4_x4j0nuhqPbsqmhkrEQ

читать текст

07 апреля 2021

"Юбилей полета человека в космос": трансляция торжественного концерта с Байконура

12 апреля в 23:15 телеканал "Россия" покажет прямую трансляцию беспрецедентного концерта "Юбилей полета человека в космос" с космодрома Байконур.

12 апреля в 23:15 телеканал "Россия" покажет прямую трансляцию беспрецедентного концерта "Юбилей полета человека в космос" с космодрома Байконур.

Именно там, где ровно 60 лет назад со старта корабля "Восток-1" начался отсчёт космической эры, впервые в истории пройдёт уникальный концерт-мистерия, посвященный подвигу первого космонавта Земли Юрия Гагарина и триумфу российской науки и техники.

На легендарном Байконуре прозвучит музыка четырех выдающихся композиторов разных поколений. Специально для концерта Эдуард Артемьев и Алексей Рыбников напишут новые аранжировки своих культовых произведений, а молодые авторы Кузьма Бодров и Кирилл Рихтер представят новую музыку, посвященную космосу. Увертюрой концерта станет работа Кузьмы Бодрова в исполнении детского хора и Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением народного артиста дирижёра Юрия Башмета.

Телезрителей всей страны ждёт грандиозный праздник, посвящённый юбилею полёта, изменившего судьбу всего человечества. В торжественном концерте примут участие российские артисты с мировыми именами: прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, звезды оперной сцены Хибла Герзмава и Богдан Волков, скрипач Вадим Репин, артист балета Сергей Полунин. Звезды цирка братья Суанбековы представят уникальный аттракцион "Колесо смерти", а канатоходец Максим Кагин совершит впечатляющую прогулку на высоте 45 метров. На сцену выйдут прославленные актеры: Сергей Безруков, Ирина Пегова, Сергей Гармаш, Полина Агуреева и другие. Все номера программы объединят вечная мечта человека о космосе и стремление к бесконечному познанию Вселенной. Ведущие концерта – Дарья Златопольская и Андрей Малахов. Художественный руководитель проекта – народный артист СССР Юрий Башмет.

Масштабы шоу, созданного по новейшим технологиям, по-настоящему грандиозны: две сцены на расстоянии более 200 метров, съёмки с десятков телекамер и дронов, репортажные кадры самого концерта со спутников, а также прямое включение с борта МКС. Визуальное оформление создано при участии знаменитой российской студии Sila sveta.

Торжественный концерт в честь юбилея полёта человека в космос станет ещё одним масштабным событием телеканала "Россия" после Концерта Победы на Мамаевом кургане 24 июня 2020 года. Прямую трансляцию концерта "Юбилей полета человека в космос" покажет телеканал "Россия" 12 апреля в 23:15. Трансляция концерта также будет доступна на платформе Смотрим.

Организаторами концерта выступают телеканал "Россия" и Русское концертное агентство и при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда президентских грантов.

читать текст

01 апреля 2021

"Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987"

Масштабная экспозиция произведений советского искусства пройдет в Центральном выставочном зале Союза художников России на Крымском валу.

В апреле 2021 года в Центральном выставочном зале Союза художников России на Крымском валу откроется масштабная экспозиция произведений советского искусства.

Отправной точкой выставки станет исследование коллекции и архива Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО - одной из ведущих институций, работавших во времена СССР в рамках системы государственного заказа. Примечательно, что архивы РОСИЗО содержат не только канонические образцы соцреализма, но и выдающиеся произведения 1920-х-1930-х годов, свидетельствующие об альтернативных художественных поисках, а также целый корпус работ, которые должны были стать основой легендарной выставки "Индустрия социализма".

Собрание РОСИЗО содержит очень разноплановые, неординарные, иногда опережающие своё время, а иногда и курьёзные в своём стремлении угодить официальным доктринам произведения. Фонды РОСИЗО охватывают весь советский и частично постсоветский период – это свыше 46 000 единиц хранения живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

Соцреализм сегодня вызывает все больший интерес у кураторов и исследователей как в России, так и за рубежом. По словам куратора выставки Александры Харитоновой, для российской выставочной практики художественное наследие советской эпохи является одной из самых чувствительных и неоднозначных тем. Несмотря на существующую историческую дистанцию, "соцреализм" остается предметом острых дискуссий, как в профессиональной среде искусствоведов, художников и критиков, так и в обществе в целом, разделяя его на два скорее политических, нежели эстетических лагеря.

Выставочный проект "Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927-1987" иллюстрирует эклектичность, многослойность, неоднозначность соцреализма и официального искусства, его трансформаций в контексте смены культурных и исторических парадигм. Экспозиция строится по хронологии и структурирована по темам и разделам: "Вожди", "Индустрия социализма", "Герои труда", "Индустриальный пейзаж", "Советская женщина", "Война и память" "Союз республик/Новая этнография - новая экзотика", "Город/Деревня" и пр.

На выставке представлены работы Екатерины Зерновой, Ольги Синицыной, Александра Лабаса, Виктора Мидлера, Владимира Люшина, Кузьмы Николаева, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Николая Терпсихорова, Дмитрия Налбандяна, Веры Мухиной, Льва Кербеля, Сарры Лебедевой, Веры Адамчевской, Сергея Коненкова, Татьяны Яблонской, Станислава Гончарова, Яна Осиса и других из фондов ГМВЦ "РОСИЗО", Третьяковской галереи, Русского музея, Исторического музея, Музея современной истории России и многих др. Экспозиция включает 182 произведения живописи и скульптуры.

В качестве постскриптума в рамках выставки представлен специальный проект с участием современных российских художников Павла Отдельнова, Егора Кошелева, Марии Сафроновой и Владимира Потапова. Все авторы принадлежат одному поколению, прошли через традиционную систему академического обучения и сделали сознательный выбор в пользу живописи, как исходной точки для своего творчества. Однако, они отнюдь не являются прямыми продолжателями "советской школы", а скорее занимают позицию чутких аналитиков и исследователей.

Даты проведения выставки: 26 апреля – 6 июня 2021 года.

читать текст

01 апреля 2021

Борис Березовский и Павел Милюков открывают новый сезон "Т Фестиваля"

3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

3 апреля 2021 года открывается четвертый сезон "Т Фестиваля", в рамках которого пройдет серия концертов камерной музыки в Государственной Третьяковской галерее.

В исполнении Павла Милюкова (скрипка) и Бориса Березовского (фортепиано) прозвучат три произведения, этапные для истории жанра скрипичной сонаты. Это сочинения Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса, отражающие разные грани немецкой романтической сонаты XIX века, а также одна из вершин русской музыки XX столетия - великолепная Соната №1 Сергея Прокофьева.

Борис Березовский - один из ярчайших пианистов наших дней, известный во всем мире; музыкант колоссального обаяния и почти сверхъестественных виртуозных возможностей, в котором сходятся качества большого солиста и глубокого, тонкого камерного музыканта. В ансамбле со скрипачом Павлом Милюковым - молодой звездой, любимцем российской и зарубежной публики - он выступал уже не раз. Игру дуэта отличают блеск и серьёзность, красочность и содержательная глубина, - качества, всегда необходимые для исполнения камерной музыки, и особенно важные для программы, в которой сочетаются дух немецкой романтической литературы с болезненностью и сумраком прокофьевского опуса.

В программе 3 апреля:

Роберт Шуман (1810 - 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Вечера камерной музыки в Третьяковской галерее проходят уже четвертый год. Формат концертов - вечер субботы в закрытом музее среди полотен великих художников. Концерту предшествует уникальная возможность в уединении посетить постоянную экспозицию и текущие выставки. В связи с активной композиторской деятельностью и подготовкой нескольких масштабных музыкальных проектов Игорь Райхельсон продолжит работу над фестивалем в качестве его Президента. Художественным руководителем "Т Фестиваля"становится Павел Милюков, который будет определять музыкальную программу и участников грядущих концертов фестиваля.

Музыкальную программу четвертого сезона представят выдающиеся исполнители современности: Борис Березовский и Павел Милюков, Константин Емельянов, Александр Гиндин. "Т Фестиваль"проходит при поддержке российских меценатов. Среди партнеров фестиваля Wheely, Promomed, Dr. Живаго. Благодаря постоянному партнеру фестиваля компании Yamaha Music, на сцене зазвучит большой концертный рояль Bösendorfer 280 Vienna Concert. Это изысканный инструмент старейшего австрийского фортепианного бренда, который с 2008 года входит в состав корпорации Yamaha.

Трансляции всех концертов Фестиваля можно смотреть на канале "Т Фестиваля" в Яндекс.Дзене.

3 апреля 2021 года: Борис Березовский и Павел Милюков;
6 апреля 2021 года: Айгуль Ахметшина и "Виртуозы Москвы"(БЗК)
10 апреля 2021 года: Константин Емельянов
24 апреля 2021 года: Александр Гиндин

***

О программе 3 апреля

Роберт Шуман (1810 - 1856)
Соната для скрипки и фортепиано №2 ре минор Op.121

Стихия Шумана - пылкий немецкий романтизм с его неуёмной фантазией, поэтическим бунтом и жутковатой сказочностью. Причудливый, уязвимый, чистый, мир романтика наполнен волшебством, причем не всегда приятного и доброго свойства. Он близок миру ребенка, где веселье молниеносно сменяется оцепенением, где эмоции столь же колоссальны, сколь и мимолетны, а грань между зримым и воображаемым зыбка. Вторая соната ор.121, которая откроет концерт, - поздняя работа, завершенная 41-летним Шуманом в 1851 году. Впервые она прозвучала в исполнении жены автора, гениальной пианистки Клары Шуман, и Йозефа Йоахима, одного из крупнейших скрипачей XIX столетия. Это было в 1853, за год до приступа душевной болезни, в ходе которого Шуман попытался покончить с собой; еще через два года он скончался в лечебнице. Написанная в одной из самых мрачных тональностей - ре миноре - эта соната сочетает взрывчатую энергию с моментами мечтательности, лютеранский гимн XVI века "Хвала тебе, Христос Господь" - с демоническим перпетуум-мобиле финала. Одна из лучших камерных работ Шумана, Вторая скрипичная соната - эталонный пример его музыкального мира, где среди мерцания образов и бушевания чувств, типичного для многих романтиков, всегда есть особая, одному Шуману присущая призрачность.

Важно отметить, что Роберт Шуман был на 23 года старше Брамса. Учитель и ученик, они некоторое время вращались в одной среде, разделяя круг чтения, поэтические идеалы и музыкальные интересы друг друга; в течение нескольких лет молодой Брамс даже жил у четы Шуманов. Закономерно, что во многом два великих романтика близки по эстетике и музыкальному языку. В то же время, в темпераментах и мироощущении Шумана и Брамса были фундаментальные различия. Именно поэтому их наследие - два совершенно разных мира, где одни и те же темы и образы часто получают непохожее звучание.

Иоганнес Брамс (1833 - 1897)
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор Op.108

Соната Брамса №3 ор. 108 последовала почти тридцатью годами позже. Для своего создателя она тоже стала поздним опусом: в 1888, когда состоялась ее премьера, композитору исполнилось 55 лет. На тот момент уже созданы были все его ключевые крупные работы, в том числе 4 симфонии, и основные камерные циклы. Соната написана в том же сумрачном ре миноре, что и шумановская. Вместе с тем, мрак, окутывающий эту работу Брамса, иного свойства, чем фантасмагорическая, беспокойная атмосфера музыки его наставника. Мистика - топос, чуждый зрелому стилю Брамса; саркастичный интеллектуал, гордившийся своим простым происхождением (отец Брамса говорил на крестьянском диалекте немецкого), чрезвычайно волевой и закрытый человек, Брамс был в чем-то взрослее, жёстче и искушеннее Шумана. Грань между сном и явью, стёртая в музыке его старшего современника, для Брамса несомненна; он пребывает по "дневную"ее сторону, в мире человеческих страстей. Сложно назвать европейского автора, равного Брамсу по мощи темперамента. В юности, в пору ученичества у Шумана, темперамент этот принимал форму романтического буйства чувств; чем старше становился Брамс, тем заметнее становилось в его музыке стремление к благородству и дисциплине. Именно сочетание концентрированного отчаяния, нежности, ярости с хладнокровием и самоограничением сообщает музыке Брамса колорит, узнаваемый с нескольких фраз. Третья соната - яркий тому пример, начиная с первых тактов, где негромкая лирика в партии скрипки необыкновенно сочетается с мчащимся пульсом у фортепиано, и вплоть до финала - ожесточённой тарантеллы.

Сергей Прокофьев (1891 - 1953)
Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор Op. 80

Третья работа программы - скрипичная соната №1 Сергея Прокофьева - с первых нот погружает слушателя в круг образов другого, неромантического века. Атмосфера холода и зла, царящая в этой работе, - удивительный случай среди прокофьевских сочинений. Свидетель русской революции и двух мировых войн, переживший эмиграцию и два десятилетия в тоталитарной системе, Прокофьев до самой смерти сохранял в своих работах особую, одному ему свойственную интонацию, где сочетались элегантность, ум, энергия, юмор и грация. Скрипичная соната №1 кажется сделанной из совершенно другой материи. Безвыходная, с мучительным блужданием первой части, приходящим к крику, который затем теряется в потустороннем шёпоте, со свирепым allegro второй части и эфирной лирикой третьей, а главное - с финалом, бодрая тема которого постепенно тонет во мгле, соната может быть воспринята как звуковой портрет своего времени. В середине 1930-х Прокофьев, проведя в США и Европе свыше пятнадцати лет, принял решение возвратиться с семьёй в СССР; начало работы над Первой сонатой относится именно к этому периоду. Прокофьев принадлежал к числу художников, чьё искусство пребывало в мире, тщательно оберегаемом от посягательств "духа времени»: стоит вспомнить его лучезарную Первую симфонию, написанную на даче в паре километров от сотрясаемого революцией Петрограда, или ослепительную, нежную "Золушку", созданную в годы Великой Отечественной войны. Первая скрипичная соната - редкое исключение из этого правила; работа, позволяющая увидеть другую сторону прокофьевского гения.   

читать текст

30 марта 2021

"Верхняя точка". Документальный фильм на телеканале "Россия – Культура"

К юбилею полета Юрия Гагарина смотрите на телеканале "Россия – Культура" новый документальный фильм.

К юбилею полета Юрия Гагарина смотрите на телеканале "Россия – Культура" новый документальный фильм.

В 2021 году исполняется 60 лет полету Юрия Гагарина. Утром 12 апреля 1961 года руководители стартовой команды на Байконуре услышали слова: "Заря-1, я – Кедр. Вижу Землю! Вижу округлый горизонт, у Земли красивый голубой ореол".

Люди давно живут в космосе, в этом большом Доме, который называется планета Земля, но только шесть десятилетий назад мы стали настоящими хозяевами этого Дома, потому что получили возможность выйти и посмотреть на него снаружи, с верхней точки. Мы обрели идеальный инструмент и безграничные возможности для наблюдения и изучения Земли. Сколько потрясающих открытий было сделано с тех пор благодаря научным приборам, поднятым на орбиту. Мы узнали, откуда берется большая часть кислорода, которым мы дышим, как формируются такие могучие и опасные явления природы, как тайфуны и ураганы, мы заглянули глубоко под землю и обнаружили там фантастические процессы. И это только начало, только первые шаги в целостном и системном познании этого прекрасного и загадочного космического объекта.

О том, какие открытия позволил человечеству сделать полет Юрия Гагарина и как он изменил наши представления о Земле и ее месте во Вселенной, новый документальный фильм режиссера Андрея Истратова.

Смотрите на телеканале "Россия-Культура" 10 апреля в 21:15 – К 60-летию полета Юрия Гагарина в космос. "Верхняя точка". Документальный фильм (Россия, 2021). Режиссер Андрей Истратов. 

читать текст