Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


14 мая 2021

Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна"

Объявлена программа ежегодного международного театрального фестиваля "Мелиховская весна" в 2021 году.

С 21 по 30 мая 2021 г. в музее-заповеднике А.П. Чехова "Мелихово" пройдет XXI Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна". Каждый год на этот крупный театральный форум собираются российские и зарубежные театры, чтобы показать все разнообразие сценических трактовок произведений А.П. Чехова. В 2021 году в фестивальной афише более 20 спектаклей театральных коллективов из 5 стран.

Как известно, имя А.П. Чехова неразрывно связано с Московской областью. В Подмосковном селе Мелихово он жил и создал более 40 своих произведений. Концепция фестиваля "Мелиховская весна", зародившегося в усадьбе писателя еще в конце XX века – это спектакли по произведениям Чехова или о Чехове. Особенность фестиваля в том, что помимо классических постановок, в его программе можно встретить и камерные спектакли, и широкомасштабные инсценировки, и авангардные версии. Ежегодно фестиваль посещает несколько тысяч зрителей, в первую очередь – жителей Подмосковья и Москвы.
Фестиваль заметен и своей традиционно широкой географией участников. В этом году в афише "Мелиховской весны" театры из Испании, Израиля, Польши, Украины, а также из российских городов: Москвы, Липецка, Вологды, Тюмени, Нижневартовска и ряда городских округов Московской области.
Елена Харламова, министр культуры Московской области:
"За 20 лет в Международном театральном фестивале "Мелиховская весна" участвовало 150 театров из 22 стран мира.  Он стал знаковым событием для театральной России и любимым фестивалем для жителей Подмосковья. В этом году фестиваль откроет премьерный спектакль "Дядя Ваня" Московского Губернского театра под руководством народного артиста России Сергея Безрукова.
Впервые наряду с лучшими российскими и зарубежными театрами в фестивале будут участвовать и талантливые подмосковные театральные коллективы из Сергиева Посада, Серпухова, Мытищ.  Благодарю участников и зрителей фестиваля за преданность и надежду, ведь в прошлом - юбилейном для Чехова году - наш весенний театральный форум впервые не состоялся. Уверена, что на "Мелиховской весне-2021" мы снова испытаем палитру ярких и искренних эмоций, увидим классические и новаторские постановки, которые откроют нам нового Чехова
".

Фестивальные спектакли в этом году пройдут на трех основных площадках – в музее-заповеднике А.П. Чехова "Мелихово", в Культурном центре "Дружба" (г. Чехов), и Серпуховском музыкально-драматическом театре. Всего в рамках фестиваля будет проведено больше 25 мероприятий – спектаклей, тематических и творческих вечеров.
Торжественное открытие фестиваля состоится 21 мая в рамках всероссийской акции "Ночь музеев" в музее-заповеднике "Мелихово".

читать текст

14 мая 2021

Иммерсивная выставка "Последний марш"

В Москве состоится открытие выставки "Последний марш" — иммерсивного проекта американского художника, режиссера-документалиста Наума Медового и видеохудожника Никиты Шохова.

В мае 2021 года в Москве в пространстве арт-платформы Cube.Moscow состоится открытие выставки "Последний марш" — иммерсивного проекта американского художника, режиссера-документалиста Наума Медового (1937) и видеохудожника Никиты Шохова (1988), которые вместе с композитором Олегом Макаровым (1985) рассказывают о трагедии миллионов военнопленных, пропавших без вести во время Второй Мировой войны. Сопоставляя кадры военной хроники со сценами сегодняшней жизни, снятыми в Москве, Нью-Йорке и Берлине, художники размышляют о жизни людей тогда и сегодня, коллективной истории и социальной памяти, нашей общей ответственности, которую мы несем за будущее. "Наш проект поможет зрителю проживать очень личный эмоциональный опыт", — говорит Наум Медовой. Диалог между двумя разными поколениями художников выстраивает культурный мост между американской и российской арт-сценами. 

Идея проекта Медового сфокусирована на Второй Мировой войне как наиболее значимом событии новейшей истории. В основу выставки легла документальная поэма "Без вести пропавшим и их близким посвящается" из цикла "Последний марш", снятая в 1972 году Наумом Медовым совместно с Евгением Хлевнером. Тогда, тема советских военнопленных и пропавших без вести была запретной. На многократные правки 30-ти минутного фильма ушло два года. Иносказательная поэтическая форма фильма, в котором не было слов диктора, но была эмоция, адресованная еще помнящим войну, позволила авторам добиться цензурного утверждения. В 1982 году, благодаря рекомендации близкого друга и художника-нонконформиста Олега Целкова, Иосиф Бродский помог Медовому показать фильм на американском телевидении под одноименным выставке названием.  

Никита Шохов рассказывает: "Как художник я работаю с документальным материалом и в последнее время с визуальными иммерсивными медиа. Мне было интересно участвовать в этом проекте, так как я увидел большой потенциал иммерсивной документальности, которая связывает разные исторические эпохи. У нас с Наумом сложился продуктивный диалог как с художником старшего поколения".  

На выставке будет показана иммерсивная 10-канальная видеоинсталляция, в которую вошли архивные материалы советской и немецкой кинохроники времен Великой Отечественной войны, современные документальные съемки, сделанные в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Экраны в человеческий рост позволят зрителю стать очевидцем прошлого, наблюдая за ними из настоящего. На выставке будет показан цикл графических работ. Взяв за основу распечатанные черно-белые кино кадры из фильма, Медовой наложил на них образы полевых цветов как символов вечного женского ожидания близкого человека. Контрастное сочетание выцветших черно-белых снимков с живописью соединило и трагедию войны, и память погибшим, и радость великой победы. 

Выставочное пространство переплетается со звуками военной хроники и электронным звуковым рядом, созданным саунд-художником Олегом Макаровым.

Куратор проекта Антонио Джеуза отмечает: "Главный урок, который способно преподать творчество Медового - искусство становится истинно современным, только когда оно не замирает перед взглядом зрителя, но продолжает идти дальше и достигает души". 

 

В Москве проект будет показан с 29 мая по 4 июля 2021 года в Cube.Moscow — инновационной площадке для сотрудничества художников, галерей и кураторов. Вдохновленный силой межкультурного обмена и его покровителем, всемирно известным коллекционером Ули Сигг, Cube.Moscow стремится соединить российское и международное художественное сообщество. Каждый год Cube проводит более 20 выставок музейного уровня, в том числе с участием зарубежных художников. 

 

В рамках выставки пройдет показ документального фильма "Без вести пропавшим и их близким посвящается", дискуссия с участием Наума Медового, Антонио Джеузы, Анны Евтюгиной. 

 

C 4 июня по 4 июля 2021 года видеоинсталляцию в виде панорамы 72-метровой проекции можно будет увидеть в Екатеринбурге в "Ельцин Центре". 

 

 

Москва

Cube.Moscow 

29 мая – 4 июля 2021

 

Екатеринбург

Ельцин Центр

4 июня – 4 июля 2021

Кураторы выставки – Антонио Джеуза, Анна Евтюгина

Online viewing room проекта www.lastmarch.org

читать текст

12 мая 2021

Фестиваль "Вознесенский FEST" в Переделкино

Пространственно-звуковые инсталляции, конкурс чтецов, молодые поэты и концерт

15 мая с 13:00 до 20:00 в Доме творчества Переделкино пройдет фестиваль "Вознесенский FEST", приуроченный ко Дню рождения Андрея Вознесенского. В рамках фестиваля состоится презентация видеолекций, поэтические чтения, концерт и конкурс чтецов. В числе участников – художница и руководитель галереи "ГРАУНД Солянка" Катя Бочавар, писатель и исследователь литературы Дмитрий Петров, основатель чемпионата по чтению вслух "Открой рот" Михаил Фаустов, театральный режиссер и музыкант Владислав Наставшев, молодые поэты из студии Андрея Родионова и Екатерины Троепольской.


"В этом году исполняется 88 лет со дня рождения Андрея Вознесенского. Мы хотим отметить эту дату праздником искусств, где литераторы и художники, актеры и музыканты представят произведения, наследующие традициям поэта-шестидесятника. В этом и состоит одна из миссий Центра  – сделать имя Вознесенского отправной точкой, из которой наши современники смогут начать собственный творческий путь", – говорит Ольга Варцева, директор Центра Вознесенского.

 

"Фестиваль "Вознесенский FEST" пройдет в Доме творчества Переделкино – месте, тесно связанном и с жизнью Андрея Андреевича, и со всем поколением шестидесятников. Мы надеемся, что этот фестиваль станет одной из новых традиций возрожденного Переделкина", – отмечает Дарья Беглова, директор Дома творчества Переделкино.

 

Перед началом основной программы посетители смогут прогуляться по территории и услышать Андрея Вознесенского – созданная специально для этого события пространственно-звуковая инсталляция Кати Бочавар и Олега Макарова представляет из себя точки на территории Дома творчества, отмеченные для наглядности негаснущими шелковыми кострами. 12 "костров" – 12 стихотворений. Голос Вознесенского сливается со звуками "ветра", вместе с ним создавая ощущение воздуха, насыщенного стихами.

 

Писатель Дмитрий Петров расскажет о готовящемся цикле видеолекций "Андрей и Ко" о поэте в кругу шестидесятников. На "Вознесенский FEST" Петров поделится фактами из жизни Вознесенского и его друзей – Василия Аксенова, Беллы Ахмадулиной, Анатолия Гладилина, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского.

Эстафету подхватит чемпионат по чтению вслух "Открой рот". Его проведет Михаил Фаустов, создатель проекта. По правилам чемпионата, участники читают вслух без подготовки выбранные организаторами тексты, а жюри оценивает технику и артистизм подачи. На фестивале "Вознесенский FEST" чтецы продикламирают стихи Андрея Вознесенского. Главным призом станут сборники серии "Центрифуга" Центра Вознесенского.

Вечером молодые поэты из студии Андрея Родионова и Екатерины Троепольской прочитают собственные стихи. Рина Денисова, Надя Герасименко, София Третьякова и другие студийцы выскажутся о видении будущего, свободы и политики.

 

Заключительное мероприятие фестиваля "Вознесенский FEST" – концерт "Из раненых губ" Владислава Наставшева, латвийского композитора и режиссера, лауреата Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова. Он представит композицию на стихотворение Вознесенского и свою новую программу на стихи современного латвийского поэта Семена Ханина. "Из раненых губ" – это слова из стихотворения Андрея Вознесенского, которое было спето Владимиром Высоцким в спектакле "Антимиры". Проход на концерт будет осуществляться по загруженности зала. 

 

Расписание:

13:00 – Начало программы. Территория Дома творчества

14:30 – "Андрей и Ко": презентация цикла лекций Дмитрия Петрова о поэтах-шестидесятниках

15:30 – Чемпионат по чтению вслух "Открой рот"

17:00 – Чтения Молодежной поэтической студии Андрея Родионова и Екатерины Троепольской

18:00 – Концерт Владислава Наставшева

 
Подробнее: https://www.voznesenskycenter.ru/

читать текст

12 мая 2021

Фестиваль "Первая фабрика авангарда"

14 – 23 мая 2021 года, г. Иваново

В третий раз в Иванове пройдет фестиваль современного искусства "Первая фабрика авангарда".  Тема этого года — "ТКАНЬ/TEXTURE".

В рамках смотра будут представлены экспериментальные и актуальные арт-проекты по 8 направлениям: изобразительное искусство, фотография, театр, хореография, музыка, мода и дизайн, кино и современная литература.

Гостями фестиваля станут яркие представители современной культуры по каждому из направлений: Евгений Водолазкин и Дмитрий Воденников, Анна Тагути, Игорь Самолет, Икуру Куваджима, Николай Коляда, Настасья Хрущева и другие.

Зрителей и гостей фестиваля ждет более пятидесяти арт-событий: выставка "Светлый путь", спектакли «Коляда театра» и проекта "Фора", фотопроект "Дом", концерт "Русская меланхолия"; двадцать из них носят образовательный характер: это – лекции, круглые столы и мастер-классы, а также авторские экскурсии по городу.

Многочисленные события охватят основные выставочные площадки Иванова: "Музейно-выставочный центр", "Центр авангарда", "Нардом", галерея "Классика", коворкинг "АртХаб" на территории Новой Ивановской Мануфактуры.

Тема ткани в названии фестиваля звучит в самом широком смысле этого слова. Речь идет о материи, которая нас окутывает, меняет нашу среду и изменяет пространство. Кроме того, название напрямую отсылает участников и зрителей к ивановским тканям и текстильным традициям.

 

14 – 23 мая 2021 года,  г. Иваново 

Генеральный продюсер фестиваля – Ирина Голубева

Арт-директор – Сергей Соловьев

Подробности фестиваля и полное расписание на сайте и в социальных сетях:

https://firstavantgarde.ru/

https://www.instagram.com/firstavantgarde/
https://www.facebook.com/groups/131519534169124

читать текст

12 мая 2021

MAWAHEB x SOUND UP: music of oasis

4 июня в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга пройдет концерт-открытие фестиваля современной музыки и культуры стран Ближнего Востока и Северной Африки Mawaheb.

Куратором концерта выступил SOUND UP – самый неординарный российский фестиваль в сегменте инструментальной музыки. Для Mawahebкураторы SOUND UPподготовили событие “MAWAHEB x SOUND UP: music of oasis” – концерт-путешествие по музыкальной культуре Катара и Арабского мира.

Ближневосточная музыкальная культура на открытии Mawahebраскроется с помощью пяти старинных арабских инструментов: струнных кануна и ребаба, древнейшем предшественнике лютни и гитары уде, панфлейте най и ударных дарбука. В прошлом эти инструменты сопровождали пение и поэзию, которые в регионе Персидского залива не разделялись. Сегодня они также часто звучат как в традиционной, так и в современной катарской музыке.

Каждый из приглашенных солистов является мировым послом арабской музыки. В первом отделении концерта Рони Баррак (дарбука), Тофик Мирхан (канун), Моханнад Нассер (уд), Ибрахим Кадар (най), Хассан Моатаз (ребаб) представят уникальный голос каждого из инструментов, исполнив традиционную катарскую и арабскую музыку, а также современные сочинения.

Во втором отделении соединятся музыкальные культуры Востока и Запада. Написанные специально для MAWAHEB x SOUND UPсочинения российских композиторов Владимира Мартынова, Настасьи Хрущевой, Павла Карманова, Игоря Яковенко и Алины Подзоровой арабские солисты исполнят совместно с оркестром SOUND UP. Эти произведения не только по-новому раскроют красоту тембров арабских музыкальных инструментов, но и покажут, как очень разные музыкальные миры могут взаимодействовать и влиять друг на друга.

MAWAHEB MUSIC FESTIVAL

https://mawaheb.ru

читать текст

11 мая 2021

Мировая премьера фильма "Три героини" в Москве и Санкт-Петербурге в рамках футуроспективы "Киноглаз. Киноки. Вертов"

В Москве 23 мая в киноцентре Октябрь и 24 мая в кинотеатре "Иллюзион", а также в Санкт-Петербурге 6 июня в кинотеатре "КАРО 9 Варшавский экспресс" в рамках проекта КАРО.Арт состоится первый в мире показ ленты "Три героини" в эксклюзивном формате. Копия фильма предоставлена Российским государственным архивом кинофотодокументов.

Историк и реконструктор кино Николай Изволов подчеркивает: "Мы назвали нашу ретроспективу футуроспективой, потому что она обращена в будущее, а не в прошлое, ведь Дзига Вертов – это человек, который сохранил свой революционный потенциал. Ее необычность заключается в том, что мы включаем в программу показа некоторые фильмы впервые. "Три героини"  – это практически неизвестный публике фильм, который лежал на полке с 1938 года".

Благодаря Николаю Изволову у зрителей будет возможность прикоснуться к искусству документалистики и истории в чистом виде, ведь картина будет показана в оригинальной версии, такой, какой оставил ее Дзига Вертов. Фильм чрезвычайно интересен и как артефакт пропаганды женского равноправия 1938 года: при помощи документальных репортажей он повествует о невероятной попытке совершить первый безостановочный транссибирский полёт легендарными женщинами-пилотами Мариной Расковой, Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой. Полет изобиловал опасностями, но завершился успешно, а все участницы приключения получили звание Героя Советского Союза. Именно триумфу человеческой воли и бесстрашию перед неизведанным посвятил свое документальное исследование Дзига Вертов.

"Картина не была закончена, в финальной части ленты иногда отсутствует музыка и возникают провалы. У нас была возможность, например, взять и вставить какие-то музыкальные фрагменты в акустические лакуны, но мы этого делать не стали, потому что это было бы искажением авторского замысла. Иногда удержаться от реставрации гораздо труднее, чем сделать ее. Например, египетский сфинкс или Парфенон дошли до нас с какими-то повреждениями, мы же можем достроить их, но не делаем этого. До нас доходят артефакты прошлого и для нас главное – ознакомиться с ними, увидеть их, потрогать, ввести в культурный обиход, но восстанавливать их – это дело не наше, это дело, может быть, будущих поколений", – комментирует процесс работы с материалом Николай Изволов.

Серия кинопоказов "Киноглаз. Киноки. Вертов" имеет беспрецедентный характер – крупнейшее собрание кинолент великого советского авангардиста Дзиги Вертова и мастеров его документальной школы будет впервые показано в России и мире. Манифесты "киноков" навсегда перевернули принципы построения документальных картин и установили правила фиксации "правды жизни" – чистого кино без примеси других искусств. Показы цикла состоятся при поддержке Музея кино, Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. Большая часть копий фильмов была любезно предоставлена Госфильмофондом России.

В программу футуроспективывойдет 12 немых и звуковых картин, среди которых "Человек с киноаппаратом", "Москва", "Весной" и великая "Годовщина революции", до определенного момента считавшаяся утерянной. Ее специальный показ в год столетия вызвал ажиотаж и бурную дискуссию среди гостей и зрителей непосредственно в темноте кинозала. В рамках проекта покажут и выпуски знаменитого журнала "Кино-правда". Каждый из них представляет очевидную ценность для киноведения и истории. Например, в "Кино-правду №13" Дзиги Вертова включены интертитры работы художника Александра Родченко. Дуэт двух икон советского авангарда представляет огромный интерес и область для исследований для всех историков искусства. "Кино-правда №19" содержит удивительную подсказку о скорости своей демонстрации в заглавных титрах. Благодаря историку кино и реконструктору картин Николаю Изволову фильм будет показан в оригинальном темпоритме.

Откроется футуроспектива показом фильма "Кино-глаз" в сопровождении живой музыки в исполнении пианиста-виртуоза Филиппа Чельцова в премьерном зале киноцентра "Октябрь". Дальнейшие показы немых картин также состоятся с записью музыки Чельцова. На показах в рамках программы Николай Изволов расскажет зрителям о важности творческого наследия Вертова и "киноков", а также опишет тонкости архивной работы, связанной с восстановлением фильмов начала прошлого века. Ярким событием футуроспективы будет показ картины о наследии Дзиги Вертова "Мир без игры" режиссера Леонида Махнача, где о творчестве великого авангардиста размышляют мэтры мировой кинематографии Анри Ланглуа, Жорж Садуль и другие.

Подробнее: https://karofilm.ru/art

читать текст

29 апреля 2021

Мировая премьера фильма «Три героини»

В Москве и Санкт-Петербурге пройдет футуроспектива фильмов Дзиги Вертова.

В Москве 23 мая в киноцентре «Октябрь» и 24 мая в кинотеатре «Иллюзион», а также в Санкт-Петербурге 6 июня в рамках проекта КАРО.Арт состоится первый в мире показ ленты «Три героини» в эксклюзивном формате. Копия фильма предоставлена Российским государственным архивом кинофотодокументов.
Историк и реконструктор кино Николай Изволов подчеркивает: «Мы назвали нашу ретроспективу футуроспективой, потому что она обращена в будущее, а не в прошлое, ведь Дзига Вертов – это человек, который сохранил свой революционный потенциал. Ее необычность заключается в том, что мы включаем в программу показа некоторые фильмы впервые. «Три героини  – это практически неизвестный публике фильм, который лежал на полке с 1938 года».
Благодаря Николаю Изволову у зрителей будет возможность прикоснуться к искусству документалистики и истории в чистом виде, ведь картина будет показана в оригинальной версии, такой, какой оставил ее Дзига Вертов. Фильм чрезвычайно интересен и как артефакт пропаганды женского равноправия 1938 года: при помощи документальных репортажей он повествует о невероятной попытке совершить первый безостановочный транссибирский полёт легендарными женщинами-пилотами Мариной Расковой, Полиной Осипенко и Валентиной Гризодубовой. Полет изобиловал опасностями, но завершился успешно, а все участницы приключения получили звание Героя Советского Союза. Именно триумфу человеческой воли и бесстрашию перед неизведанным посвятил свое документальное исследование Дзига Вертов.
«Картина не была закончена, в финальной части ленты иногда отсутствует музыка и возникают провалы. У нас была возможность, например, взять и вставить какие-то музыкальные фрагменты в акустические лакуны, но мы этого делать не стали, потому что это было бы искажением авторского замысла. Иногда удержаться от реставрации гораздо труднее, чем сделать ее. Например, египетский сфинкс или Парфенон дошли до нас с какими-то повреждениями, мы же можем достроить их, но не делаем этого. До нас доходят артефакты прошлого и для нас главное – ознакомиться с ними, увидеть их, потрогать, ввести в культурный обиход, но восстанавливать их – это дело не наше, это дело, может быть, будущих поколений», – комментирует процесс работы с материалом Николай Изволов.
Серия кинопоказов «Киноглаз. Киноки. Вертов» имеет беспрецедентный характер – крупнейшее собрание кинолент великого советского авангардиста Дзиги Вертова и мастеров его документальной школы будет впервые показано в России и мире. Манифесты «киноков» навсегда перевернули принципы построения документальных картин и установили правила фиксации «правды жизни» – чистого кино без примеси других искусств. Показы фильмов пройдут в московском киноцентре «Октябрь» и кинотеатре «Иллюзион» с 20 по 30 мая, а зрители Петербурга смогут увидеть шедевры советской документалистики с 3 по 13 июня в «КАРО 9 Варшавский экспресс». Показы цикла состоятся при поддержке Музея кино, Госфильмофонда России и Российского государственного архива кинофотодокументов. Большая часть копий фильмов была любезно предоставлена Госфильмофондом России.
В программу футуроспективы войдет 12 немых и звуковых картин, среди которых «Человек с киноаппаратом», «Москва», «Весной» и великая «Годовщина революции», до определенного момента считавшаяся утерянной. Ее специальный показ в год столетия вызвал ажиотаж и бурную дискуссию среди гостей и зрителей непосредственно в темноте кинозала. В рамках проекта покажут и выпуски знаменитого журнала «Кино-правда». Каждый из них представляет очевидную ценность для киноведения и истории. Например, в «Кино-правду №13» Дзиги Вертова включены интертитры работы художника Александра Родченко. Дуэт двух икон советского авангарда представляет огромный интерес и область для исследований для всех историков искусства. «Кино-правда №19» содержит удивительную подсказку о скорости своей демонстрации в заглавных титрах. Благодаря историку кино и реконструктору картин Николаю Изволову фильм будет показан в оригинальном темпоритме. 
Откроется футуроспектива показом фильма «Кино-глаз» в сопровождении живой музыки в исполнении пианиста-виртуоза Филиппа Чельцова в премьерном зале киноцентра «Октябрь». Дальнейшие показы немых картин также состоятся с записью музыки Чельцова. На показах в рамках программы Николай Изволов расскажет зрителям о важности творческого наследия Вертова и «киноков», а также опишет тонкости архивной работы, связанной с восстановлением фильмов начала прошлого века. Ярким событием футуроспективы будет показ картины о наследии Дзиги Вертова «Мир без игры» режиссера Леонида Махнача, где о творчестве великого авангардиста размышляют мэтры мировой кинематографии Анри Ланглуа, Жорж Садуль и другие.
Подробнее: https://karofilm.ru/art

читать текст

27 апреля 2021

Музей Москвы представляет выставку "Уют и Разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х"

29 апреля в Музее Москвы открывается выставка "Уют и Разум", которая реконструирует художественную жизнь Москвы первого постсоветского десятилетия. В залах музея будет представлено более 200 произведений 1990-х годов: от живописи и графики до видеоарта и инсталляций. Многие работы будут выставлены впервые, а нереализованные ранее инсталляции – выстроены по чертежам художников.

Основа экспозиции – работы художественных групп "Инспекция “Медицинская герменевтика”", "Облачная Комиссия", "Россия", "ТаРТу", "ФенСо", "Четвертая высота". Участники этих объединений относятся к младшему поколению московских концептуалистов, которое сформировалось к концу 1980-х годов. Вслед за старшим поколением – Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Виталием Комаром, Александром Меламидом, Андреем Монастырским и другими – младоконцептуалисты делают центром своих художественных практик не столько сам объект – картину, рисунок или скульптуру, сколько идею и концепцию, для которой подбирается наиболее подходящая форма воплощения. Художники этого круга стали уделять больше внимания интересам отдельной личности. Герои их произведений часто мечтают, придумывают себе альтернативные миры, как в фильмах или компьютерных играх, стирают границы между сновидением и реальностью. Так, ведущим мотивом выставки в Музее Москвы станет сон, который художники этого направления считали высшим проявлением личной свободы.

Название выставки заимствовано из текста "Уют и Разум" 1994 года, в котором писатель, теоретик и сооснователь группы "Инспекция “Медицинская герменевтика”" Павел Пепперштейн размышляет о силе языка – важной категории в творчестве представленных художественных групп. В контексте выставки слова "Уют" и "Разум" приобрели новое, автономное значение. Экспозиция будет поделена на две условные части: пространство "Уюта", где будут размещены произведения художников, и пространство "Разума", где можно будет увидеть артефакты художественной жизни 90-х – фотографии, афиши, приглашения и каталоги выставок.

"“Медгерменевтика” была не только инспекцией или сторонним взглядом, она также была, как писал Павел Пепперштейн, “лабораторией искусственных идеологий”, которая расширяла привычный взгляд на вещи и размывала границы концептуального метода, – говорит один из кураторов выставки Дарья Тишкова. – Художник становится метафизическим контрабандистом, доставляющим нам свое искусство из свободного мира сновидений. Мерцание смыслов, объектов и картин превращает пространство выставки в обсерваторию искусства, а процесс наблюдения  в магию жизни. Мы ставили целью показать не только сами произведения и передать их идеи, но и погрузить зрителя в волшебный сон ощущений".

Вслед за младоконцептуалистами посетители выставки отправятся в путешествие по снам, фантазиям и знаковым местам 90-х. Сначала зрители попадут в комнату Павла Пепперштейна на Речном вокзале, где когда-то встречались и обсуждали свои проекты "медгерменевты". Затем их ждет выездная лаборатория "Облачной Комиссии" – юрта с работами и документами участников группы, инопланетные леса "ФенСо" и Сергея Шутова, сказочные герои графики Александра Мареева и Андрея Соболева. В «Комнате архива» раскрывается топография художественной жизни: через каталоги, фотографии и видео будут показаны первые выставки первых московских галерей. В конце пути каждый может попасть на рейв 90-х: посмотреть видеоработы, созданные художниками для вечеринок культового московского клуба "Птюч".

Также специально для проекта по чертежам и эскизам 1990-х годов впервые созданы несколько инсталляций. Художники получили возможность взглянуть на свои идеи 20 лет спустя и реализовать их в залах Музея Москвы. Среди таких работ – "Маршак Поднебесный Таврический (Юрт-каст)" художников Дмитрия Лигейроса и Аркадия Насонова из "Облачной Комиссии", "Комнатка за перегородкой. Государственная квартира на Речном" и "Конец СССР" Сергея Ануфриева, Павла Пепперштейна и Владимира Фёдорова из "Инспекции "Медицинская герменевтика"".

Заглавным изображением афиши выставки стал рисунок одного из бланков "Облачной Комиссии" – самой многочисленной художественной группы 90-х, в которую вошли почти полторы сотни участников, в том числе и члены других групп: Павел Пепперштейн, Сергей Ануфриев и Владимир Фёдоров из "Инспекции “Медицинская герменевтика”", Антон Смирнский и Антон Черняк из "ФенСо", Иван Дмитриев из "России", Александр Мареев, Сергей Шутов, Владислав Мамышев-Монро и многие другие. Образ облаков связан с мечтами и фантазиями и созвучен сну. Также на афише можно увидеть листья, которые вдохновлены холстами еще одного участника "Облачной Комиссии" – Владимира Могилевского. В инсталляции "Осень Средневековья" он перенес древа королевских династий на холсты, превратив их в цветные деревья.

Музей Москвы как музей, рассказывающий о городе во всех его проявлениях, продолжает серию выставок о московской художественной жизни. Проект "Уют и Разум" хронологически следует за выставкой 2015 года "Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни" о советском неофициальном искусстве и квартирных выставках.

"Уют и Разум" – это первый дипломный проект из серии выставок в рамках совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и Музея современного искусства "Гараж" "Практики кураторства в современном искусстве", над которым работали студенты первого набора Дарья Тишкова, Иван Карамнов, Елена Бугакова и Таисия Струкова.

Параллельно выставке пройдет публичная образовательная программа. На лекциях, дискуссиях и экскурсиях можно будет больше узнать о феномене групп 90-х и творчестве отдельных художников.

 

Участники:

Группа "Инспекция “Медицинская герменевтика”"

Группа "Облачная Комиссия"

Группа "Россия"

Группа "ТаРТу"

Группа "ФенСо"

Группа "Четвертая высота"

Сергей Ануфриев

Татьяна Деткина

Дмитрий Дульфан
Жека Кемеровский

Дмитрий Лигейрос

Владислав Мамышев-Монро

Александр Мареев

Владимир Могилевский

Аркадий Насонов

Павел Пепперштейн

Андрей Соболев

Владимир Фёдоров

Сергей Шутов

 

Партнёры и собрания:

Архив Музея современного искусства «Гараж»

Собрание Сергея Воронича

Собрание Филиппа Кусакина

Собрание Евгения Семёнова

Собрание Максима Тихомирова

 

Даты проведения: 29 апреля – 4 июля 2021

Место проведения: Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы

Кураторская группа: Иван Карамнов, Дарья Тишкова, Елена Бугакова, Таисия Струкова

 

https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/cosiness/

читать текст

20 апреля 2021

В районных центрах "Место встречи" пройдет весенний фестиваль "Дизайн-Субботник"

Фестиваль проводится совместно с журналом Seasons of life.

24 апреля 2021 года семь районных центров "Место Встречи" совместно с журналом Seasons of life проведут "Дизайн-Субботник". Это фестиваль хорошего вкуса, природы, общения, встреч с друзьями и маленьких радостей жизни. Традиционно фестиваль посвящен дизайну, зеленому и осознанному образу жизни, экологии и творчеству. Концепция "эко+дизайн" объединяет большую программу, где есть лекции и мастерские, концепт-маркет, живая музыка, создание арт-объектов и озеленение территорий.

SeasonsProject уже 11 лет успешно реализует концепцию "Дизайн-субботника". Первый фестиваль прошел на дизайн-заводе Флакон в 2010 году, открыв это креативное пространство для широкой аудитории. В 2021 году SeasonsProject присоединился к сети районных центров "Место Встречи".

Районные центры "Место встречи" - это проект, который реализуется на базе реконструкции устаревших московских кинотеатров. Обновленные районные центры становятся новыми точками притяжения для жителей спальных районов города, предоставляя качественный досуг и возможность создания соседских комьюнити в шаговой доступности от дома. Здесь проходят многочисленные выставки, мастер-классы и квизы, занятия для детей и досуг для пожилых людей в рамках программы "Московское долголетие", а в магазинах на территории районных центров можно купить все самое необходимое.

Тема заботы об окружающей среде всегда была близка проекту "Место встречи" - в каждом районном центре для местных жителей стоит контейнер для сбора одежды от организации "Второе дыхание".

Сразу семь районных центров станут площадкой для проведения фестиваля "Дизайн-Субботник": "Место встречи Ангара" в Нагорном районе, "Место встречи Эльбрус" в Царицыно, "Место встречи Марс" в Алтуфьево, "Место встречи Будапешт" в Бибирево, "Место встречи Рассвет" в Коптево, "Место встречи Нева" в Левобережном районе и "Место встречи Высота" в Кузьминках.

В каждом районном центре организаторы фестиваля создадут несколько тематических зон, где каждый найдет себе занятие по душе:

Мастерские. Здесь в течение дня будут проходить различные мастер-классы для детей и родителей: от вторичной переработки вещей до поделок из природных материалов.

Лекторий. Приглашенные эксперты проведут образовательные лекциина тему экологии, городскихсообществ, вторичной переработки и новой жизни старых вещей.

Арт-объект. Художники вместе с гостями создадут инсталяцию из предметов и материалов, которые позднее отправятся на вторичную переработку.

Зона озеленения. Гости фестиваля смогут высадить растения в мобильные контейнеры, которые затем украсят крыши районных центров.

Музыкальная сцена. В программе фестиваля - акустические концерты молодых музыкантов.

Дизайн-маркет. Здесь можно будет купить симпатичные вещи, созданные российскими дизайнерами и локальными производствами.

Фудкорт. В рамках фестиваля гости районных центров смогут попробовать интересные и простые блюда с акцентом на свежесть, экологию и правильное питание.

"За 2020 год мы успели соскучиться по "Дизайн-Субботнику", в котором всегда есть тепло встреч, первая зелень, солнце, творчество, искусство и курс на яркое лето. Здорово, что этой весной мы снова можем встречаться, проводить время вместе и создавать красоту. Здорово, что в этом году фестиваль идет в гости к жителям разных московских районов. Здорово, что все случится!", - говорит Ольга Сергеева, главный редактор журнала Seasons of life и идейный вдохновитель фестиваля "Дизайн-Субботник".

Вход свободный
День и время проведения: 24 апреля, с 12:00 до 20:00

Места проведения:
"Место встречи Ангара" - Чонгарский бульвар, 7
"Место встречи Эльбрус" - Кавказский бульвар, 17
"Место встречи Марс" -  ул. Инженерная, 1
"Место встречи Будапешт" - ул. Лескова, 14
"Место встречи Рассвет" -  ул. З. и А. Космодемьянских, 23
"Место встречи Нева" - ул. Беломорская, 16а
"Место встречи Высота" - ул. Юных Ленинцев, 52 

читать текст

20 апреля 2021

Пианистка Варвара Мягкова представляет программу "Священное и мирское"

В концертной программе прозвучат произведения Баха, Скарлатти и Мессиана.

23 апреля в Англиканской церкви св. Андрея в концертной программе "Священное и мирское" прозвучат пять прелюдий и фуг из I тома ХТК Баха, девять сонат Скарлатти и "два взгляда на младенца Иисуса – Отца и Девы" из двадцати Мессиана.

"Музыка для меня – способ восприятия жизни, способ мышления. Это не способ ухода от действительности, не эскапизм. Если не бояться высоких слов, музыка – образ Божий на земле. Я вижу это так, а кто-то назвал бы её красотой".                                               

Варвара Мягкова

Варвара Мягкова – настоящая сенсация в музыкальном мире. Долгое время имя пианистки, выпускницы Московской государственной консерватории им. Чайковского, лауреата Всесоюзного конкурса (1992) и Международного конкурса в Андорре (2002), было известно лишь узкому кругу. Коллег-музыкантов и любителей фортепианной музыки покорили видеозаписи её выступлений, размещённые в социальных сетях. В 2019 году Варвара получила приглашения нескольких крупных российских фестивалей, в том числе и от пианиста Бориса Березовского, на его "Летние вечера в Елабуге".

Непосредственное сотрудничество пианистки с агентством Apriori Arts началось осенью 2020 года с её участия в концертах "Music for Artsakh" и "Ladies Apriori" в Галерее Niko.   

читать текст