Прямой эфир

Театр Выставки Кино Книги Музыка Архитектура История

Радио "Культура" рекомендует


20 июля 2021

Фестиваль Fields объявил вторую волну артистов

Mariam Rezaei (UK), Joachim Nordwall (SE), 4 позиции Бруно, Станислав Толкачев, BAD ZU.

По информации организаторов к лайнапу присоединятся: британская саунд-художница и авангардная тернтейблистка Mariam Rezaei, исследователь нелинейных техно-форм Станислав Толкачев, уральские самодуры 4 Позиции Бруно, синтезаторный почвенник и подпольный инженер Papa Srapa, дива фэнтезийного эмбиента с далекой Камчатки NWIII, бескомпромиссные воины ритуального рейва Bad Zu, украинский IDM-ювелир r.roo и одна из главных героинь русской электроники Ishome. А также — изобретатели новой поп-музыки Тима ищет свет и Kedr Livanskiy, резиденты калифорнийского лейбла Not Not Fun — Atariame и Iguana Moonlight, воронежские фольклор-футуристы Абстрактор, абсурдистская группа из Иваново Вещь и многие другие.

Кроме новых артистов Fields 2021 начал объявлять первых участников шоукейс-программы. Независимый рекорд-стор Stellage, специализирующийся на поиске запрятанных звуковых артефактов, представит на фестивале свою кураторскую программу.

Впервые в России выступит ветеран шведского авангарда и владелец лейбла iDEAL Йоаким Нордвалл. Неутомимый искатель новых форм, Нордвалл успел исследовать территории от минималистичной электроники до экспериментального джаза, поработать с такими легендами, как Мика Вайнио и Мэтс Густафссон, и даже обзавестись ритуальной нойз-рок-группой — The Skull Defekts. Чтобы раскрыть потенциал Йоакима в полной мере, Stellage позвал музыканта сразу в двух образах — под собственным именем и в макабрическом техно-амплуа The Idealist.

Вторую часть программы составят выступления идеологов бельгийского лейбла Universal Exports — Романа Хьеле, Ива Де Мея и Эллона Кайе. Обладатель уникального почерка, Роман Хьеле создает причудливые музыкальные пьесы, построенные на нелинейных мелодических решениях, плавающих тональностях и броских диссонансах. Одинаково преуспевший в концептуальном саунд-дизайне и нелинейном техно, Ив Де Мей успел написать музыку к многочисленным театральным постановкам, фильмам и инсталляциям, а также — отметиться с релизами на культовых Editions Mego и Opal Tapes.

В свою очередь дизайнер и типограф Эллон Кайе известен как владелец лейбла Entr’acte, в каталоге которого насчитывается свыше 250 релизов, включая работы Ли Гэмбла, Strategy, Дейла Корниша и многих других.

Полная программа шоукейсов будет объявлена дополнительно.

***

Шестой выпуск фестиваля изобретательной музыки Fields пройдет с 4 по 8 августа 2021 года. В этом году фестиваль будет состоять из двух блоков: массивной основной программы в Mutabor, которая продлится три дня и две ночи, и специальных городских шоукейсов, которые будут распределены между пространствами Новой Третьяковки, Garage Screen, Лебединого Озера и Атма 360. В первой волне артистов — Ross From Friends, Уильям Басински, Kate NV, Zavet, Бром, Sign Libra, Moa Pillar и Ушко, Эдi, Poly Chain, Павел Додонов, X.Y.R., Бай Терек, Mlin Patz, ПТУ, Zurkas Tepla, Zarya, Misha Sultan и другие.

читать текст

12 июля 2021

Фестиваль "Архстояние" анонсировал масштабную музыкальную программу

В Никола-Ленивце выступят Mujuice, Синекдоха Монток, Kymatic, Миша Мищенко и другие

23-25 июля, Арт-парк Никола-Ленивец, Калужская область

Больше обычного — в эти два слова встраивается общая концепция музыкальной программы XVI фестиваля "Архстояние". Больше простора для аудио-перформансов, объединяющих сферы разных музыкальных направлений. Больше неожиданных пространств для звуковых экспериментов. Больше личного знакомства с локальными артистами различных жанров. Гостей ждет четыре музыкальные сцены, каждая из которых в резонансе с той средой, в которой возникла. Музыка и пространство сольются в одном гармоничном потоке, а исполнители выступят со специальной программой — созвучной каждому отдельно взятому месту арт-парка Никола-Ленивец.

В тени версальского леса

Основная сцена для большой аудитории. Здесь будут проходить концерты для людей и коренных жителей леса — деревьев. В программе: электронный перформанс от Mujuice, новая экспериментальная музыка и необычный Филип Гласс в исполнении Kymatic.

Над пропастью в пшенице 

Одна "Ротонда", одно фортепьяно и композитор — вместе в чистом поле на котором зреет пшеница. Оказавшись рядом, прислушайтесь к плавному течению музыки, которая звучит из множества окон. Все это на сцене "Над пропастью в пшенице" в исполнении Миши Мищенко — пионера жанра neoclassical в России, Ксении Федоровой — авангардной пианистки и певицы, Кирилла Широкова — импровизатора, композитора и поэта и Дмитрия Баталова — исполнителя современной фортепианной музыки.

100 костров

Действие, объединяющее личное с коллективным. Если каждый человек в кемпинге играл бы только для себя, но слышал музыку звенящую от соседнего костра, то во что бы всё превратилось? В дни фестиваля на сцене "100 костров" мы узнаем, как звучит музыка гитарного соло исполнителя "Синéкдоха Мóнток".

Навстречу рассвету

Танцпол Leveldva Chillrave стал классическим для фестиваля "Архстояние". Несмотря на это, команда московского музыкального лейбла и одноимённого гастрономического пространства Leveldva каждый раз придумывает что-то новое. Двигаемся в унисон с деревьями под мягкую медитативную электронику. Эта площадка создана для встречи нового дня в лесу.

Международный фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние" пройдет с 23 по 25 июля 2021 года в арт-парке Никола-Ленивец в Калужской области. Тема этого года — Личное. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов представит проект "Русское идеальное", а художник Владимир Наседкин при поддержке Музея AZ — "Пьяный забор". Также на "Архстоянии" появится работа победителей открытого конкурса — Василисы Прокопчук и Евгения Брагина. Главной задачей было создать инклюзивное произведение искусства, доступное каждому посетителю парка.  Жюри выбрало их проект "Непроходимая чаща" среди 250 заявок со всего мира. В параллельной программе: шатер, где портреты посетителей нарисуют классики: Ирина Корина, Елена Ковылина и Георгий Острецов, а также десять капелл от молодых художников. Кроме этого, в программе фестиваля — аудио-променад, лекторий, инсталляции от артистов, кочующих по парку, а также однодневный перформанс "Рисуем лично". Куратор фестиваля — Антон Кочуркин.

Полная программа фестиваля "Архстояние: Личное" будет объявлена дополнительно.

Узнать все подробности можно на сайте фестиваля.

читать текст

06 июля 2021

IX Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva объявляет программу 2021 года

Фестиваль пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 29 августа по 4 октября. Зрители увидят спектакли танцевальных компаний из России, Испании и Италии, а завершит мероприятие Вечер российской хореографии.

В этом году программа фестиваля Context. Diana Vishneva будет включать международную, российскую, параллельную и кино- программы, а также выпуск книги, посвященной современному танцу. Зрителей Context 2021 ждут постановки, которые были перенесены из программы прошлого года: балеты "Шут" и "Шахерезада", последний из которых — с Дианой Вишнёвой в главной роли. Хореограф обеих работ — Алексей Мирошниченко,  исполнители — артисты Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.

Также в столицах фестиваля — Москве и Санкт-Петербурге — в рамках международной программы будет представлен спектакль-лекция Moving with Pina ("Двигаясь вместе с Пиной") в исполнении Кристианы Морганти. Автор и танцовщица посвятит постановку Пине Бауш, в труппе которой работала многие годы, и через собственные воспоминания,  истории и ощущения от репетиций расскажет о личности великого немецкого хореографа. Футуристическую постановку Pasionaria ("Пассионария") от испанского коллектива La Veronal и хореографа Маркоса Морау, посвященную развитию человечества, чувствительности и чувственности, также увидят зрители двух городов.

В рамках российской программы состоятся премьеры постановок двух хореографов из России: Павел Глухов представит новую работу "Бумажный человек", созданную специально для Context. Diana Vishneva для показа в арт-пространстве. Исследуя стадии развития человека как антропологического вида, автор выходит за рамки привычных представлений о форматах современной хореографии. Смотры пройдут в пространствах ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Ещё одна работа, междисциплинарный проект Nafs ("Эго") хореографа Нурбека Батуллы, объединит национальную музыку, современную хореографию, изобразительное искусство и цифровые технологии. Обладатель Приза зрительских симпатий и награды лучшему танцовщику Конкурса молодых хореографов 2020, представит новый проект, в основе которой лежит древне-татарская поэма "Кыйссаи Йосыф" ("История Иосифа"), и продолжит линию хореографических работ, созданных вне традиционного сценического пространства при поддержке Context. Diana Vishneva. Премьера состоится в Москве в ДК "Рассвет", в Санкт-Петербурге — в пространстве Севкабель Порта.

"Опыт 2020 года подтолкнул нас к тому, чтобы обратиться к новым направлениям и форматам.

В своем развитии конкурс молодых хореографов логично пришел к идее нового подхода. Сохраняя в своей основе главное — поддержку российской современной хореографии — мы хотим помочь хореографам — участникам конкурса прошлых лет, а также танцовщикам,  в реализации их новых идей. Им есть что сказать, они сильно выросли за это время и стали самостоятельными художниками, работающими с крупными российскими театрами. В будущем по тому, какой след они оставят, станут судить о поколении отечественного современного танца XXI века. И мы хотим показать результаты этого роста сейчас. Поэтому для нас так важно вновь собрать наших талантливых хореографов и дать им выразить себя на сцене.

Мы рады, что смогли сохранить возможность проведения международной программы. А для меня лично особенным и таким долгожданным моментом станет выход в балете "Шахерезада" Алексея Мирошниченко.

Этот год особенный для нас тем, что мы на пороге десятилетия фестиваля. Невероятно, как быстро пролетело время, за которое мы из трехдневного фестиваля выросли в большой форум современного танца. Это важная для нас дата, подведение итогов и начало нового этапа", — Диана Вишнёва, художественный руководитель фестиваля Context. Diana Vishneva.

В 2021 году команда фестиваля Context. Diana Vishneva приняла решение представить новый для фестиваля формат — Вечер современной российской хореографии. Постановщики — финалисты и победители Конкурса молодых хореографов разных лет —  получат возможность представить новые проекты при полной технической и организационной поддержке фестиваля. Так, фестиваль Context следует миссии по развитию современной хореографии в России и создает новые возможности для его участников.

На первом Вечере современной хореографии свои работы представят три российских хореографа: Эрнест Нургали — победитель Конкурса молодых хореографов 2020 года, Анна Щеклеина — финалист и участница Конкурса 2018 и 2019 годов, и Ольга Лабовкина — победитель Конкурса 2017 года. Каждая из трех одноактных постановок будет создана специально для мероприятия в соавторстве с российскими и зарубежными  композиторами, художниками и сценографами с участием региональных танцевальных компаний из Уфы, Воронежа и Казани - соответсвенно. В новом формате фестиваль активно развивает региональное сотрудничество, объединяя талантливых авторов и исполнителей из разных городов.

Традиционное ключевое событие фестиваля Context. Diana Vishneva — Конкурс молодых хореографов — не прекратит свое существование. Он перетекает в иные формы поддержки и развития талантливых художников.  Процесс поиска новых имен продолжается. Способствовать этому будут различные программы фестиваля, в частности, Context open — инициатива, направленная на поиск уникальных проектов в области танца.

В конце сентября фестиваль  выпустит первую книгу  издательской программы — работу социолога и теоретика танца Габриэлы Кляйн "Pina Bausch und das Tanztheater. Die Kunst des Übersetzens" ("Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода"). Куратором издательской программы Context. Diana Vishneva выступит профессор Стефани Джордан, всемирно признанный специалист в области современного танца, автор множества книг по истории и анализу современной хореографии и смежных дисциплин.

В 2021-м году фестиваль Context. Diana Vishneva  расширяет параллельную программу.

Кроме танцевальных мастер-классов от хореографов из России, Испании и США, параллельная программа IX фестиваля Context включает фотолабораторию израильского фотографа Аскафа Авраама, мастер-класс по работе со звуком композитора Фредерик Жарабо и другие события, которые развивают смежные с современным танцем дисциплины и объединяют разные виды искусств. Кинопрограмма Context 2021, при поддержке фестиваля документального кино Beat Films,  представит документальные фильмы и проекты, часть из которых будут показаны в России впервые.

Подробнее о событиях и программе Международного фестиваля Context. Diana Vishneva в 2021 году читайте на сайте фестиваля https://live.contextfest.com/.

читать текст

17 июня 2021

Фестиваль St. Fields объявил первую волну артистов

Rhys Chatham & local guitar ensemble (США), Shackleton (Британия), Shortparis, Владимир Мартынов& Moa Pillar +++ 18 - 19 сентября Севкабель Порт, Санкт-Петербург

Жанровая полифония, бесстрашные эксперименты и новая поп-культура, внезапные коллаборации и свежие премьеры — в первой волне артистов St. Fields.

Культовый американский композитор Рис Чатем, получивший особую известность благодаря своим "симфониям" с десятками гитаристов, устроит сеанс коллективного гипноза с местным ансамблем. Медитативную линию подхватит дуэт Владимира Мартынова и Moa Pillar — главный русский композитор-минималист и гуру мистической электроники устроят петербургскую премьеру своего AV-перформанса.

Апологет британской даб-электроники Shackleton приедет в Россию со своим новым альбомом "Departing Like Rivers". Представ в антиутопичном образе Механического пса, свою новую запись также презентует Дельфин. Среди других электронных героев: меланхоличная дива Ishome, потусторонний дуэт Summer of Haze x Chernoburkv, камчатская эмбиент-артистка NWIII, техно-авангардисты ПТУ, и мастер сюжетного звукового искусства COH, в том числе известный по саундтреку к фильму "Экстаз".

Главные имена на стыке поп-культуры и авангарда — бескомпромиссные самодуры Shortparis и пронзительный лирик Тима ищет свет, выпустивший один из лучших песенных альбомов в этом году. Расширит внутреннюю географию петрозаводская группа ILMU, исполняющая трип-хоп на карельском языке, и уральская певица Katya Yonder, создающая деликатный поп вне жанровых рамок.

Интенсивности всему происходящему добавят рейв-джаз-анархисты Сольвычегодск и ориентальные нойз-рокеры uSSSy, а экзотичности — Ансамбль Детских Музыкальных Инструментов, исполняющий техно-бэнгеры на игрушках, и вокальная группа "Поле", открывающая новый взгляд на русский фольклор.

***

Фестиваль Fields — это парк музыкальных аттракционов. Сюда приходят за острыми впечатлениями, оставляя позади зону звукового комфорта. Начавшийся в 2014 году, как городской парковый фестиваль, Fields постепенно наращивал масштабы и расширял собственный формат. 2019 год оказался для фестиваля переломным — из городских парков он перебрался в индустриальное пространство Mutabor. От Калифорнии до Красноярского края, от Исландии до индонезийской Джавы — с каждым годом география Fields продолжает расширяться, открывая посетителям фестиваля все новые музыкальные артефакты из самых неожиданных точек земного шара. Hauschka, Charlemagne Palestine & Mika Vainio, Hildur Guðnadóttir, Senyawa, Laraaji, Carl Stone, Sote, NHK yx Koyxen, SHXCXCHCXSH, Abul Mogard, Kedr Livanskiy, Islam Chipsy, Murcof & Vanessa Wagner, Mark Fell & Sandro Mussido, Abul Mogard, Brandt Brauer Frick, Stein Urheim, WaqWaq Kingdom, James Blackshaw, Patten, uSSSy, Rashad Becker, Nikita Zabelin & Peter Theremin, Kave NV, Heatsick, Mike Cooper, Moa Pillar, Ishome и многие другие — за годы существования на фестивале Fields выступили свыше 200 музыкальных проектов со всего мира.

читать текст

15 июня 2021

Максим Диденко, Павел Пепперштейн, JARS, Lucidvox, группа "Вещь", Kymatic и театр "Организмы"

Фестиваль ФОРМА объявил первую волну участников

С 9 по 12 сентября в "Басманном дворе" пройдёт фестиваль ФОРМА, который представит самое авангардное и смелое искусство на стыке различных междисциплинарных практик.

В программе – концерты экспериментальной музыки, A/V Live выступления, инсталляции, арт-объекты, site-specific театр и перформансы. Одной из ключевых тем фестиваля станет практика создания тотального произведения искусства. В этом году на ФОРМЕ запланировано несколько масштабных коллабораций с участием известных режиссёров, хореографов, художников и артистов.

Юрий Кассин, основатель и директор фестиваля:

"Дистанции, выстраиваемые временем, приводят нас к более вдумчивому осмыслению ценности взаимосвязей внутри и снаружи художественного процесса. Важным опытом здесь становится исследование границ. Наша задача  – размыть границы до состояния естественного хаоса. Хаос не может существовать долго  – он тут же начинает структурироваться. Этот подход использовал в программах "Поп-механики" наш вдохновитель Сергей Курёхин. Следуя этой логике, мы рассчитываем на создание других  – новых структур".

Над программой ФОРМЫ работали несколько кураторов, каждый из которых эксперт в своей области.

Игорь Сухов, заведующий музыкальной программой бара "Хитрые Люди", соберёт на фестивале самых актуальных представителей современной российской гитарной сцены. За четыре дня на ФОРМЕ выступят московские нойз-рок группы JARS и "ИБН"; женский психоделик-квартет Lucidvox; фем-панк команда из Санкт-Петербурга "ЛОНО"; гаражные панк-рокеры Kick Chill из Брянска и "Поспишь Потом" из Нижнего Новгорода; эмо-группы "МАЯК" и "даша онзероад".

Среди участников музыкальной программы  – семейный дуэт Sintipon, исполняющий атмосферный электро-поп с уклоном в краут-рок, и инструментальное трио "Дочь Придёт в Гости", основатели которого играют интеллектуальный фанк-джаз-гараж.

Экспериментальная сцена фестиваля под руководством Дениса Смагина представит разнообразие артистов и направлений — от пост-академической музыки до авангардной электроники. Среди её участников – театрально-музыкальная группа "Вещь" из Иванова, исполняющая ироничные и абсурдные песни о современной российской действительности; лидеры "якутского техно" URAAN, на счету которых номинация на Jager Music Awards и коллаборация с Mujuice; а также кросс-жанровый проект на стыке экспериментальной электроники и эмбиент-музыки Corell продюсера, композитора и саунд-артиста Романа Кутнова.

Московский мультихудожник и музыкант Саша Князев выступит с проектом "Газлайтер", в котором играет аутсайдерский рок, замешанный на танцевальных ритмах, лёгкой гаражной психоделии и пронзительной лирике. А команда "Всадники ЖКХ", основанная видными представителями столичной клубной сцены – Сергеем Голиковым, Станиславом Кардоновым и Борисом Шкарповым, продемонстрирует блистательный постпанк строго по канонам английской классики.

Особого внимания заслуживают коллективы импровизационной музыки: инди-джаз квартет The R.I.G. (Russian Improv Group) –проект Сергея Храмцевича, исполняющий неистовый фьюжн с элементами фри-джаза, фолка и боссановы; и ансамбль новой музыки метамодерна Kymatic, развивающиймультимедийное и междисциплинарное направления современной музыки. Артист-импровизатор Борис Лесной и "Фонема-хор" представят "Шёпот-оперу", содержание которой составляют фонетические ландшафты и формулы, а предметом интереса авторов служит их взаимодействие с акустической средой. Мастер импровизации на модульных синтезаторах Фёдор Веткалов выступит с оригинальной музыкальной программой. Агентство MUPE представит работу видеохудожника Петра Ладена "Завтра не наступит" со световой инсталляцией и живым саундтреком в исполнении пианиста Дмитрия Баталова.

Театральная сцена фестиваля, по утверждению её куратора Алексея Киселева,  – это "территория метамодернистской игры с ожиданиями". В спектакле "Клоуны в лесу" петербургского театра "Организмы" два acid-персонажа разыгрывают психоделическую историю с элементами фантасмагории и киберпанка, читая звонкий рэп, исполняя ломаные танцы и меняя невероятные маски. Одна из важнейших фигур независимой отечественной хореографии Юлия Арсен выступит с сольным танцевальным перформансом под названием "Пакет", который станет высказыванием в русле феминистского дискурса. Хореограф, танцовщица, перформер, выпускница отделения современного танца SNDO и магистр Академии театра и танца в Амстердаме Ольга Цветкова планирует представить на фестивале "перформанс перформансов". Он объединит художников, музыкантов, танцовщиков, артистов, в том числе и самих участников ФОРМЫ, каждый из которых внутри единого глобального действия создаст свой локальный перформанс.

Один из самых титулованных участников театральной программы фестиваля  – Максим Диденко, режиссёр, хореограф, педагог, многократный номинант премии "Золотая Маска". На ФОРМЕ 2019 он выступил в качестве режиссёра нашумевшего кросс-дисциплинарного перформанса "Коллайдер" c участием Shortparis, хореографа Владимира Варнавы, художника-постановщика Павла Семченко, медиа-художника Олега Михайлова, студий Sila Sveta и "С Е Т А П", а также 100 перформеров. О формате участия Максима Диденко на ФОРМЕ 2021 будет объявлено отдельно, но совершенно определённо можно ожидать нового эпохального произведения искусства.

Арт-программа фестиваля, за которую отвечает основатель галереи 25КАДР Алиса Булчак, представит объекты, инсталляции, перформансы и мультимедийные произведения, созданные современными авторами. Писатель, художник, теоретик современного искусства, один из основателей арт-группы "Инспекция "Медицинская герменевтика" Павел Пепперштейн покажет танцевальный перформанс, созданный совместно с Соней Стереостырски в рамках творческого тандема "ППСС". Также в этом году в фестивале участвует известный советский и российский перформансист, художник, представитель московского акционизма Олег Кулик.

Российско-нидерландский композитор и медиа-художник, выпускница Московской консерватории и Королевской академии в Гааге Анна Михайлова создаст мультимедийную инсталляцию Trinity Altar, посвящённую осмыслению образа Девы Марии. Художница из Новосибирска Маяна Насыбуллова в короткометражном фильме REMOVAL актуализирует важную для своего творчества тему телесности, которую на протяжении многих лет изучала посредством формовки и создания скульптурных объектов. Этот опыт она переносит на киноэкран, рассказывая метафорическую историю о попытке соответствовать условным стандартам физической привлекательности вопреки личному комфорту. Иммерсивные объекты из глины Алины Измайловой через "отвращение, принятие и экстаз" сподвигнут зрителя преодолеть барьер восприятия и прийти к более глубокому взаимодействию с работой и перформансом художника. Инсталляция из подвесных прозрачных коридоров Анастасии Литвиновой затронет темы личных и общественных границ, изоляции и свободы. Художник и стрит-артист Андрей Сяйлев совместно с лабораторией "Новая коллективность" устроит хэппенинг "Платные друзья", посвящённый осмыслению такого социального феномена, как "дружба за деньги". Кроме того, на фестивале можно будет увидеть живопись петербургской художницы и участницы арт-группы "Непокорённые 17" Ирины Дрозд и мультимедийную инсталляцию "Меньше миллиметра" Янины Черных. Проекты арт-программы ФОРМЫ реализованы при поддержке галерей 25КАДР (Москва) и Anna Nova (Санкт-Петербург).

Подробности на сайте фестиваля.

Следите за новостями также на страницах в Facebook, "ВКонтакте", в Инстаграме и нашем Телеграм-канале.

читать текст

14 июня 2021

Выставка “Да живет иное во мне” и открытие нового пространства Laboratoria Art&Science в Новой Третьяковке

В выставке принимают участие художники Марина Абрамович (Сербия-США), Ральф Беккер (Германия), Даня Васильев (Россия-Германия), Агнес Майер-Брандис (Германия), Елена Никоноле (Россия), Нина Райчич (Австралия), Саша Спачаль (Словения), Дженна Сутела (Финляндия), Art Orienté objet (Франция), ::vtol:: (Россия), 0(rphan)d(rift) (Великобритания) Куратор: Дарья Пархоменко

В июне 2021 года Фонд LABORATORIA Art&Science, первый в России исследовательский  некоммерческий центр, соединяющий современное искусство, науку и технологии, открывает новое постоянное выставочное пространство в Западном крыле Новой Третьяковки. С момента основания в 2008 году фонд создал более 30 выставочных проектов и стал платформой для развития российского технологического искусства.

Первая выставка Laboratoria Art&Science на новом месте – международный science-art проект "Да живет иное во мне", предоставляет зрителю возможности познакомиться с новыми способами и формами взаимодействия с нечеловеческими агентами – растениями, животными, бактериями, искусственным интеллектом и физическими процессами планетарного масштаба. На выставке представлено 11 проектов зарубежных и российских художников, которые в сотрудничестве с учеными и инженерами ищут способы научиться осознавать себя частью гибридных сообществ, коммуницировать другими способами, преодолевать межвидовые границы и мыслить неантропоцентрично.
 
Куратор выставки и творческий директор Laboratoria Art&Science Дарья Пархоменко говорит: “Парадоксальным образом технологии в эпоху антропоцена открывают новые возможности для построения экологии общности. Художники изобретают новые интерфейсы, которые в будущем, возможно, станут основой для новых способов понимания Другого. На нашей выставке зрители столкнутся с произведениями, которые дают возможность испытать различные стратегии взаимодействия с нечеловеческим – от наблюдения за ним, к активному диалогу и, достигая симбиоза: слияния с Другими в гибридное технобиологическое сообщество.”

Специально для выставки создается новое произведение в сотрудничестве с художником Даней Васильевым. 

Зрелищная роботическая нейроинсталляция Ральфа Беккера "Мираж".

Биохимическая инсталляция “One Tree ID” Агнес Майер-Брандис.

Биотехнологическая интерактивная инсталляция EARTHLINK  художницы Саша Спачаль.

Био-арт перформанс "Да живет лошадь во мне" французского дуэта Art Orienté objet.
 
Интерактивная инсталляция Нины Райчич Mirror Ritual.

Научно-художественный эксперимент "Измеряя магию взгляда" Марины Абрамович.

22 июня стартует образовательная программа выставки – в первый день работы выставки пройдет серия artist-scientist talks с участниками выставки, среди которых: художница Саша Спачаль и биолог Мирьян Швангель, художник Даня Васильев и технологический эксперт Александр Гостев ("Лаборатория Касперского"), художницы Марион Лаваль-Жантэ, Елена Никоноле.

В сентябре состоится конференция “Art&Science: искусство разговора с другим”, посвященная осмыслению диалога человеческого, биологического и технологического средствами современного искусства. Среди участников - известные российские и зарубежные философы, ученые, художники представят свои рефлексии по поводу произведений, представленных на выставке.

Выставка работает: 22 июня - 10 октября 2021
Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский вал, 10.

читать текст

14 июня 2021

В музее "Новый Иерусалим" откроется выставка одного из лидеров русского импрессионизма Константина Горбатова

С 19 июня по 5 декабря в музее "Новый Иерусалим" пройдет выставка "Константин Горбатов. Приближая красоту", приуроченная к 145-летию мастера. Она не только впервые подробно покажет творчество художника, на многие десятилетия вычеркнутое из истории русского искусства, но и дополнит картину художественной жизни России 1910-х годов, которая прежде всего ассоциируется с авангардом.

Музей "Новый Иерусалим" является главным хранителем наследия Константина Горбатова в России – именно его собрание, насчитывающее более 100 живописных и графических работ, легло в основу масштабной трехчастной экспозиции, отражающей насыщенную и драматичную историю жизни и творчества художника, чье имя после десятилетий забвения, вызывает все больший интерес у специалистов и широкого зрителя. На выставке будет представлено 103 работы – это произведения из музея "Новый Иерусалим", Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Театрального музея им. А.А. Бахрушина и других публичных и частных собраний. 

Проект курирует руководитель художественного отдела музея "Новый Иерусалим" Людмила Денисова. Научными консультантом выставки выступила исследователь творчества художников русского зарубежья, проживающая в настоящее время в Дюссельдорфе, Ольга Сугробова-Рот.

"Жизнь для меня – это краски, без красок нет жизни", – говорил Константин Горбатов. Это творческое кредо художника легло в основу концепции выставки, согласно которой музей "Новый Иерусалим" преобразил целое пространство, выходящее за рамки выставочных залов и объединяющее единым экспозиционным замыслом практически целый музейный этаж. Преобразования, связанные с выставкой, коснулись как внутренней, так и наружной части здания – их отметят даже постоянные посетители музея.

Василий Кузнецов, генеральный директор музея "Новый Иерусалим":

"Выставка Константина Горбатова – первый большой проект "Нового Иерусалима" в статусе Государственного историко-художественного музея. С 2021 года мы получили новое название, двигаясь к обретению собственной музейной идентичности. На этом пути для нас было символично и особенно важно инициировать масштабную выставку художника, имя которого ассоциируется именно с нашим музеем.  Путь художника, долгие годы прожившего в эмиграции, нельзя назвать счастливым. Но все его работы будто источают внутренний свет сквозь буйство красок. Эти краски и свет мы хотели максимально впустить в экспозицию, следуя творческой линии самого Константина Ивановича".

Яркий представитель русского импрессионизма, Константин Горбатов много путешествовал по России и за границей, подолгу жил в Европе, куда окончательно перебрался после революции.  Природа, архитектура, российская история – главные мотивы в произведениях художника. На выставке можно будет увидеть работы всех периодов творчества мастера и отражающие его главные темы. Это ранние пейзажи ("Деревья в зимнем серебре", 1909 г., "Новая деревня. Петербург", 1919 г.),  виды старых русских городов ("Вид древнего Пскова", 1918 г., "Троице-Сергиева лавра", 1916 г.), зарубежные пейзажи Капри и Венеции ("Итальянский садовник", 1926, "Синее море. Капри", 1925 г., "Венеция", 1942 г.), картины символического Града Китежа – одного из постоянных сюжетов художника – и другие. 

Кроме того, проект познакомит зрителя с редкими произведениями нетипичных для мастера жанров: портрета, интерьера, натюрморта и картины на злобу дня ("Портрет актёра П.В. Самойлова" 1908 г., "Уголок музея". 1916, "Сирень", 1921, "Красный флот на Неве 28 октября 1918 года" 1919 г.). 

Экспозиция выставки включает три основных тематических раздела.

Первый раздел посвящен русской тематике, которая проходит через все его творчество от 1900 до 1940-х годов. Знаток и любитель архитектуры, Горбатов даже в фашистском Берлине не переставал писать пейзажи старых русских городов с церквями – многие картины с голубыми снегами навеяны ностальгическими воспоминаниями. Эта линия интересна не только как факт биографии, но и с точки зрения стилистических особенностей его искусства. При всей приверженности к реализму живописный язык картин Горбатова находит точки соприкосновения с импрессионизмом, а в более позднее время – и с постимпрессионизмом, при этом не будучи чуждым эстетизму и модерну.

Второй раздел знакомит зрителей с пейзажами Капри и Венеции, Палестины и Севильи. Культ красоты и ощущение искусства как праздника художник впитал в себя еще в ранние студенческие годы, и этим он близок мастерам Серебряного века. Поэтому так органично Константин Горбатов воспринял и сумел передать в своих пейзажах итальянскую природу, где красота просто разлита в воздухе.

Третий раздел выставки включает в себя работы разных периодов, объединенных темами, над которыми Константин Горбатов работал на протяжении жизни. Здесь представлены пейзажи старых русских городов с церквями и зимние виды, которые художник продолжал писать, покинув Россию; работы, вдохновленные морской поездкой в Палестину в 1930-х годах, а также многочисленные рисунки в технике гуаши, которую художник постоянно совершенствовал. 

Благодаря архивным материалам выставка не только расскажет о творческом пути выдающегося мастера, но расширит представление о судьбах мастеров, которые волею исторических судеб стали художниками русского зарубежья.

Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея "Новый Иерусалим", куратор выставки:

"Выставка, открывающаяся в год 145-летия Константина Горбатова, благодаря участию в ней других музеев и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, дает возможность масштабно осветить искусство мастера, представив как зарубежный, так и очень важный для его творчества русский период. 

Преданное в свое время забвению имя художника, окончательно возвращается на родину, и, важно подчеркнуть, экспозиция прокладывает путь к последующему исследованию творчества мастера, работы которого хранятся во многих частных собраниях не только России, но и Германии, Италии и Соединенных Штатов Америки".   

Выставка продлится до 5 декабря. К проекту приурочен выпуск специального каталога, который будет доступен в музейном магазине. Также планируется проведение образовательных мероприятий, в том числе специальной детской программы в рамках выставки. Подробности на сайте https://njerusalem.ru/.

читать текст

09 июня 2021

Документальный фильм "ДЖАЗИСТ" режиссера Андрея Айрапетова

10 июня в 19:00 в киноклубе-музее Эльдар состоится премьерный показ документального фильма "Джазист" и обсуждение фильма с режиссером Андреем Айрапетовым.

"Джазист" – документальная история становления джаза в нашей стране на основе интервью, фрагментов концертных выступлений и видео-хроники, вырезок печатных публикаций, обложек, пластинок, архивных фотографий, клипов и анимации из рисунков и артефактов эпохи. Фильм – подарок к 85-летию выдающегося музыканта Алексея Семёновича Козлова, снят на народные деньги по инициативе и при поддержке команды Клуба Алексея Козлова. 

Режиссер Андрей Айрапетов – родился в 1971 году в польском Гданьске, учился в Институте Культуры Армении, закончил ВГИК. С 1996 работал как режиссер и продюсер на телеканалах Муз ТВ, МТВ, НТВ, ТНТ. Создал собственную продакшн студию AirstudiA по производству музыкальных видеоклипов, фильмов и роликов. Снял несколько десятков клипов для "Аквариума", Найка Борзова, ДаБац. В 2018 году вышел на экраны его документальный фильм "Критик" о советском рок-критике Артемии Троицком. В 2019 году Андрей завершил работу над документальным фильмом "БравоStory" о группе "Браво", перед карантином 2020 года его документальный фильм "Фили. История одного лейбла" был показан в рамках Beat Film Festival. 

Андрей Айрапетов о главном герое: "Алексей Семёнович внёс неоценимый вклад в музыкальную эстетику и культуру страны. Для меня было важно задокументировать при жизни деятельность выдающегося музыканта. Он пропустил через себя и свою группу "Арсенал" все прогрессивное, что было в музыке на тот момент: джаз, рок, электроника, хип-хоп, симфоническая и народная музыка. Все эти направления легли в основу его музыки, на ней выросли несколько поколений музыкантов."

Алексей Козлов о своём предназначении и появлении слова "джазист": "Очевидно, мне на роду было написано всю жизнь заниматься джазом. Всю свою сознательную жизнь я ловлю себя на том, что постоянно притоптываю ногой в такт со звучащей в мозгу ритмичной мелодией. А если нога почему-либо зафиксирована, тихо покачиваю головой или незаметно двигаю пальцами. Причем это никогда не отвлекало меня, не мешало заниматься чем угодно – сидеть на лекции, беседовать с друзьями, читать книгу...  

Я считаю это даром Природы, а всех джазменов – людьми, наделенными особым талантом воспринимать время не как нечто аморфное, а как поделенное на равные доли, соответствующие тому или иному музыкальному темпу. 

Восторг, испытанный мною, когда открыл для себя в 1945-м году музыку из американского фильма "Серенада Солнечной долины", не передать словами – что-то в душе определилось, встало на свое место, я осознал, что вот это и есть мое, что этого у меня уже не отнять. 

С 1935-го года, у нас в стране вполне официально существовал "советский джаз" в лице Госджазоркестров под руководством Леонида Утесова, Александра Цфасмана и многих других. Но, с началом антиамериканской пропаганды, все советское общество было сориентировано на негативное отношение к джазу, как к типично американскому явлению. Многие музыканты джаз-оркестров, были вынуждены развлекать танцующую и жующую публику в ресторанах.

Ну, как мог простой советский человек, в котором глубоко засели купеческие дореволюционные замашки, считать артиста своей ровней? Вот тогда и образовалось слово "джазист" – с намеком на обслугу и полное пренебрежение к англоязычному  "джазмен"."

Адрес: киноклуб-музей Эльдар на Ленинском, 105

Подробности: kinoklub-eldar.ru/

читать текст

07 июня 2021

Премьера в Театре Российской Армии

29, 30 июня и 7, 8 июля 2021 года в Театре Российской Армии - премьера. Спектакль "Не может быть!" в постановке Глеба Черепанова. Этим спектаклем театр возвращает зрителю замечательного советского писателя-сатириа Михаила Зощенко, чьи произведения незаслуженно обделены вниманием российских театров.

Молодой режиссер Глеб Черепанов (в его послужном списке – спектакли-хиты репертуара МХТ имени А.П. Чехова –  "Контрабас" с Константином Хабенским в главной роли и  "Удивительное путешествие кролика Эдварда")  взял за основу своей новой работы киносценарий знаменитой комедии Леонида Гайдая "Не может быть!".  Точно так же, как в фильме, в спектакле объединены три произведения: рассказы "Преступление и наказание", "Забавное приключение" и пьеса "Свадьба".

Но если в фильме истории рассказаны как самостоятельные произведения, то в спектакле Театра Армии зритель будет наблюдать за тем, как снимается кино. Действующими лицами спектакля Черепанова станут не только герои Зощенко, но и члены "съемочной группы".

Первая новелла – "Преступление и наказание" –  про заведующего магазином Григория Ивановича Горбушкина, зарабатывающего спекуляцией. "Забавное приключение" – история одного адюльтера, "Свадебное происшествие" (по пьесе Зощенко "Свадьба") посвящено незадачливому новоиспеченному мужу, который после ЗАГСа пытается понять, кто из девушек за праздничным столом – его жена.

Слово режиссеру: "Эта эпоха – 20-е–30-е годы до 1937 года – время бурления театральной и кино-жизни: театр Таирова, Мейерхольда, Вахтангова, Михаила Чехова, первые звуковые и не только фильмы режиссёров Эйзенштейна, Пудовкина. В живописи это, конечно, Родченко, плакатность. Это в целом время расцвета искусства и период больших надежд, радости и предвкушения новой жизни. Фильм, который мы снимаем — это наша фантазия про те времена, то, как мы себе эти времена представляем. Конечно, мы многое додумываем, потому что хочется праздника, хочется, чтобы это было весело и оптимистично".

В главных ролях заняты звезды театра и кино: Михаил Полицеймако, Мария Порошина, Вячеслав Разбегаев, а также народные артисты РФ Ольга Богданова и Артём Каминский, заслуженные артисты РФ Константин Денискин, Сергей Колесников, Алиса Богарт, артисты театра Анастасия Бусыгина, Тимур Еремеев, Олег Масленников-Войтов и другие.

Художник  спектакля – Анастасия Глебова, художник по костюмам – Константин Шамрин, хореограф – Ольга Якименко, художник по свету – Евгений Виноградов.

Подробности: https://www.teatrarmii.ru/

читать текст

26 мая 2021

Всероссийский инклюзивный конкурс "Я художник - я так вижу"

Участники – дети и молодые люди с инвалидностью, а также их братья и сестры, в возрасте от 6 до 20 лет.

Стартовал крупнейший всероссийский инклюзивный конкурс детских рисунков "Я художник – я так вижу". Конкурс проводит некоммерческая организация по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью "Колесо Обозрения" при поддержке Фонда Президентских грантов, Фонда АртСошиал и в партнерстве с ведущими музеями России.

Конкурс "Я художник – я так вижу" проводится с 2016 года. Участники – дети и молодые люди с инвалидностью, а также их братья и сестры, в возрасте от 6 до 20 лет. Цели конкурса: творческая самореализация детей и молодых людей с инвалидностью, их братьев и сестер, поощрение и признание их творческих способностей, создание мотивации к дальнейшему развитию в области визуального искусства, а также положительное влияние на отношение общества к возможностям и способностям детей и молодых людей с инвалидностью.

Генеральный партнер конкурса 2021 года – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Департамент предоставляет выставочные площадки: галерея "Метро" и Северный Речной Вокзал, призовой фонд победителям и участникам конкурса. Оказывает информационную поддержку конкурсу.

В жюри конкурса – эксперты тридцати музеев из разных городов России. В этом году к проекту присоединились еще шесть новых музеев-партнеров: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (Нижний Новгород), Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Музей Отечественной войны 1812 года, Политехнический музей (Москва), Филиал Исторического музея в Туле, Ярославский художественный музей. Пушкинский музей является партнером  конкурса с первых дней его существования и каждый год оказывает ему специальную поддержку.

По итогам конкурса жюри выберет шестьдесят победителей (по два от каждого музея) и более сорока участников получат специальные призы от партнеров конкурса. Лучшие работы примут участие в выставке, которая откроется 10 октября в залах одного из главных архитектурных шедевров Москвы – Северном Речном Вокзале. В рамках параллельной программы в галерее  "Метро" (м. Выставочная)  будут представлены работы и истории победителей конкурсов прошлых лет.

Тема шестого конкурса "Транспорт в искусстве".С развитием прогресса транспорт появляется во многих художественных произведениях: от повозок и колесниц на фресках и барельефах древних цивилизаций до скоростных поездов, самолетов и ракет в работах современных художников. 

В конкурсе примут участие интерпретации известных произведений искусства на тему транспорта из коллекции любого музея мира. Участники создадут их самостоятельно или на мастер-классах, которые будут проходить в рамках образовательной программы. 

Образовательная программа предусматривает проведение мастер-классов музеями-партнерами и организатором конкурса в офлайн- и онлайн-форматах. Также совместно с музеями-партнерами разработаны пошаговые инструкции по подготовке конкурсных работ и видео-мастер-классы, адаптированные для людей с инвалидностью. Все материалы созданы с учетом потребностей людей с ментальными особенностями, снабжены субтитрами, часть – переводом на русский жестовый язык (РЖЯ) и тифлокомментированием. Куратором проекта по созданию видео и пошаговых инструкций выступил Хакасский краеведческий музей. Вся программа конкурса доступна на сайте ятаквижу.рф (http://www.ятаквижу.рф).

читать текст